Что делать, если школа проигнорировала жалобу на поведение учителя и отказывает в переводе детей

Вопрос #9867

Создан 05.10.2025 13:16

Бесплатный вопрос
Доброе утро. У нас в школе учитель постоянно ведет себя неподобающе с учениками, это начальные классы, и несколько родителей собрались и написали коллективную жалобу, потому что учитель делит детей на группы: успешных, средних и тех, кто отстает, и последних постоянно упрекает и унижает. Школа тянула с ответом 30 дней, а вчера прислала отписку, мол, все вранье, учитель молодец, никаких нарушений не нашли. Хотя на собрании при администрации учитель сама призналась, что говорит фразы вроде 'это болото мы трогать не будем' или 'я думала, все очкарики умные', и что отчитывает детей за вранье, а не за поведение. У моего сына дислексия, я сама это выяснила еще в первом классе, он ходит к логопеду и репетитору, учитель знает об этом с тех пор, но все равно ругает его за технику чтения на уроках. Мы еще написали заявление о переводе в параллельный класс, трое детей из нашего класса хотят перейти, но школа в своем ответе заявила, что рассмотрит это только после окончания учебного года. Родители уверены, что детей не переведут, потому что в том классе есть обязательный платный кружок по английскому, стоит он около 10 тысяч в месяц на всю началку, и якобы все должны его посещать, хотя по закону это, наверное, запрещено, но родители подписывают договоры, а устно говорят 'обязательно всем'. В первом классе у нас так же был платный английский для всего класса, мы подписывались, но по сути выбора не было. После этой отписки те, кто жаловался, оказались в тупике, надеялись хотя бы на перевод к хорошему учителю. Доказательств того, что происходит в классе, нет, дети маленькие, не могут тайком записать на телефон, камер в классе не установлено. Но у нас есть аудиозапись того разговора с администрацией и учителем. Мы с другими родителями пытались перевести детей в соседние школы еще с первого класса, но везде отказывают, мест нет. Заметно, что у детей, чьи родители пытаются решить проблему, нет никаких поведенческих проблем. Программа в школе оказалась не стандартной, как 'Школа России', а усложненной, хотя на первом собрании директор говорила, что с 2023 года для всех школ программа единая. Как в такой ситуации действовать дальше?
A
<h2 id="_1">Нарушение прав учащихся начальных классов и бездействие школы</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ситуация характеризуется систематическим нарушением педагогической этики, унижением достоинства учащихся, бездействием администрации школы при рассмотрении жалоб родителей, а также созданием препятствий для перевода детей в параллельный класс.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Нарушения со стороны учителя</h4> <blockquote> <p>"Педагогические работники обязаны: ... 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p> <p>"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (Источник: Конституция Российской Федерации, статья 21)</p> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на: ... 9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> </blockquote> <p>Высказывания учителя "это болото мы трогать не будем" и "я думала, все очкарики умные" являются унижающими человеческое достоинство и нарушают профессиональную этику педагогического работника.</p> <h4 id="_5">Нарушение сроков рассмотрения жалобы</h4> <blockquote> <p>"Письменное обращение... рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 12)</p> <p>"Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан... влечет наложение административного штрафа" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 5.59)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Обязательное посещение платного кружка</h4> <blockquote> <p>"Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 75)</p> <p>"В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы, учебные модули, курсы внеурочной деятельности по выбору родителей" (Источник: Приказ Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", пункт 32.1)</p> </blockquote> <p>Обязательное посещение платного кружка противоречит принципу добровольности дополнительного образования.</p> <h4 id="_7">Особенности обучения ребенка с дислексией</h4> <blockquote> <p>"Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать: ... индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе: обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации" (Источник: Приказ Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", пункт 37)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">Доказательная база</h4> <p>Аудиозапись встречи с администрацией является допустимым доказательством, поскольку:</p> <blockquote> <p>"Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные... объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 26.2)</p> </blockquote> <h4 id="_10">Дальнейшие действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Обращение в вышестоящие инстанции</strong>:<br /> - Департамент/Министерство образования субъекта РФ с жалобой на бездействие школы<br /> - Прокуратуру по факту нарушения прав детей и принуждения к платным услугам</p> </li> <li> <p><strong>Использование механизмов защиты внутри школы</strong>:<br /> - Требование создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений<br /> - Обращение к учредителю образовательной организации</p> </li> <li> <p><strong>Обжалование отказа в переводе</strong>:<br /> - Требование письменного обоснования отказа с ссылками на нормативные акты<br /> - Указание на нарушение права на выбор образовательной организации</p> </li> <li> <p><strong>По вопросу обязательного платного кружка</strong>:<br /> - Письменный запрос о правовом основании обязательности посещения<br /> - Требование предоставить перечень бесплатных альтернатив</p> </li> <li> <p><strong>По программе обучения</strong>:<br /> - Запрос о соответствии образовательной программы федеральным стандартам<br /> - Требование ознакомления с документами, подтверждающими правомерность использования усложненной программы</p> </li> </ol> <p>Рекомендую составить коллективное обращение с приложением аудиозаписи и предыдущей переписки со школой. В случае продолжения бездействия целесообразно обратиться за помощью к адвокату для подготовки административного искового заявления в суд.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

05.10.2025 13:22