Действия родителя при повторяющихся случаях буллинга и сексуальных домогательств к ребёнку в школе

Вопрос #8489

Создан 30.09.2025 18:35

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, у меня сын учится в 6 классе, и вот какая беда приключилась: на уроке физкультуры один из его одноклассников подошёл и начал толкать его, а когда сын сказал отстань, что тебе надо, тот вдруг схватил его за шею и пытался нагибать вниз, при этом постоянно твердил какие-то непристойные слова. Потом этот парень достал из кармана небольшую денежную купюру и стал тыкать ею в лицо, опять повторяя те же гадости. Сын отвернулся, а тот подкрался сзади и сильно прижался к нему, потом рассмеялся и убежал. Такое уже случалось в ноябре, когда тот же самый ребёнок повалил моего сына на пол и залез ему рукой в брюки, при этом громко комментировал про его тело. Тогда мы пожаловались в школу, они там собрали какой-то совет, но нас с женой не пустили, а когда попросили перенести, отказали наотрез. И вот спустя два месяца всё повторилось, значит, этот одноклассник ничему не научился. Сын теперь в постоянном стрессе, боится ходить в школу, и я не знаю, что делать. Какие мои дальнейшие шаги? Куда обращаться за помощью – может, в полицию или ещё куда-то? Посоветуйте, пожалуйста, как быть в такой ситуации, чтобы защитить права ребёнка.
A
<h2 id="_1">Защита прав ребенка от систематического буллинга в образовательном учреждении</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ваш сын систематически подвергается физическому и психологическому насилию со стороны одноклассника. Описанные действия включают:<br /> - Физическое насилие (толчки, захват за шею, прижатие)<br /> - Психологическое давление (непристойные высказывания)<br /> - Действия, носящие признаки развратных действий (проникновение рукой в брюки с комментариями о теле)</p> <p>Школа не приняла эффективных мер после первого обращения, а родителей не допустили к участию в рассмотрении инцидента.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Права ребенка на защиту от насилия</h4> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> <p>"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" (Источник: Конституция Российской Федерации, статья 21)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Обязанности образовательной организации</h4> <blockquote> <p>"Организация, осуществляющая образовательную деятельность, создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28)</p> <p>"Организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Возможная квалификация действий агрессора</h4> <blockquote> <p>"Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 116)</p> <p>"Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 135)</p> <p>"Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 117)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Рекомендации и порядок действий</h3> <h4 id="1">1. Неотложные меры</h4> <ul> <li><strong>Обратитесь к врачу</strong> для фиксации последствий стресса у ребенка и получения медицинского заключения</li> <li><strong>Соберите доказательства</strong>: запишите подробное описание всех инцидентов с датами, свидетелями, сохраните возможные аудио- и видеоматериалы</li> <li><strong>Напишите заявление директору школы</strong> с требованием немедленно принять меры и обеспечить безопасность ребенка</li> </ul> <h4 id="2">2. Обращение в правоохранительные органы</h4> <p><strong>Полиция:</strong></p> <blockquote> <p>"Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон "О полиции", статья 1)</p> </blockquote> <p>Подайте заявление в полицию с подробным описанием всех инцидентов, особенно акцентируя внимание на действиях, носящих признаки преступления (проникновение в брюки).</p> <h4 id="3">3. Обращение в надзорные органы</h4> <p><strong>Прокуратура:</strong></p> <blockquote> <p>"В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов" (Источник: Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", статья 10)</p> </blockquote> <p>Подайте жалобу на бездействие школы с требованием провести проверку.</p> <p><strong>Органы опеки и попечительства:</strong></p> <blockquote> <p>"Органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними" (Источник: Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статья 16)</p> </blockquote> <h4 id="4">4. Использование механизмов внутри школы</h4> <p><strong>Комиссия по урегулированию споров:</strong></p> <blockquote> <p>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p> </blockquote> <h4 id="5">5. Перевод в другую образовательную организацию</h4> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы</h3> <ol> <li>Действия агрессора содержат признаки уголовно наказуемых деяний</li> <li>Школа не исполняет свои обязанности по обеспечению безопасности обучающихся</li> <li>Систематический характер нарушений требует незамедлительного вмешательства государственных органов</li> <li>Ребенок имеет право на защиту от всех форм насилия в образовательной среде</li> </ol> <p>Рекомендую действовать последовательно и настойчиво, используя все доступные законные механизмы защиты. В сложившейся ситуации целесообразно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на защите прав несовершеннолетних.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

30.09.2025 18:41