Права учителя на выставление оценок и действия при дискриминационных высказываниях в школе

Вопрос #6709

Создан 24.09.2025 17:18

Бесплатный вопрос
Здравствуйте! Мой ребёнок учится во 2 классе по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. Уже третью четверть подряд учитель по математике выставляет итоговую оценку 2. Мы регулярно посещаем школу, домашние задания всегда выполняем, но на уроках он иногда делает задания, а иногда просто сидит, и педагог не делает ему замечаний. Я никогда не видела официально разработанную индивидуальную программу обучения, а учитель требует от него выполнения заданий на общем уровне, без каких-либо послаблений. Недавно у нас произошёл конфликт с учителем, она заявила, что у неё в классе около 30 обычных детей, а один — с особенностями, и что это не её вина, а моя, хотя я являюсь опекуном и она об этом знает. Она призналась, что сознательно занижает оценки, даже за домашние работы, потому что я помогаю ребёнку их делать. Также она посоветовала нам перевестись в другой класс, если нас не устраивает. Постоянно унижает ребёнка, говоря, что он всё делает плохо, не помогает ему с простыми заданиями вроде оригами, в то время как другим детям оказывает поддержку. Вместо того чтобы помогать, она только усугубляет ситуацию, из-за чего одноклассники начали издеваться над ним. Создаётся впечатление, что она специально пытается выжить его из класса, и мы уже начали процесс перевода к другому педагогу. Вопрос: имеет ли учитель право выставлять за четверть оценку 2 в таких условиях? И что мне делать с её оскорбительными высказываниями, которые явно нарушают наши права?
A
<h2 id="_1">Нарушение прав ребёнка с ЗПР в общеобразовательной школе: оценка ситуации и рекомендации</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Из вашего описания следует, что имеет место систематическое нарушение прав ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) на качественное образование и уважительное отношение. Учитель математики:</p> <ul> <li>Выставляет необоснованно заниженные оценки</li> <li>Не учитывает особенности развития ребёнка</li> <li>Допускает унизительные высказывания в адрес ребёнка и опекуна</li> <li>Создаёт условия для травли со стороны одноклассников</li> <li>Не предоставляет необходимую педагогическую поддержку</li> </ul> <h3 id="_3">Правовая оценка действий учителя</h3> <h4 id="1">1. Правомерность выставления неудовлетворительных оценок</h4> <p>Действия учителя по систематическому выставлению оценки "2" являются неправомерными по нескольким причинам:</p> <blockquote> <p>"Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 28)</p> <p>"Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p> </blockquote> <p>Учитель нарушает профессиональный стандарт, который требует:</p> <blockquote> <p>"Объективной оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей" (Источник: Профессиональный стандарт "Педагог", трудовые действия)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Нарушение права на образование без дискриминации</h4> <blockquote> <p>"В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 5)</p> <p>"Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 31)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Нарушение профессиональной этики и прав ребёнка</h4> <blockquote> <p>"Педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Возможная уголовная ответственность</h3> <p>Действия учителя могут подпадать под следующие составы преступлений:</p> <blockquote> <p>"Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 156)</p> <p>"Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 110)</p> </blockquote> <h3 id="_5">Рекомендации по защите прав ребёнка</h3> <h4 id="1_1">1. Немедленные действия внутри школы</h4> <ul> <li>Напишите официальное заявление на имя директора школы с подробным описанием ситуации</li> <li>Требуйте создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений</li> <li>Запросите ознакомление с адаптированной образовательной программой для вашего ребёнка</li> </ul> <h4 id="2_1">2. Обращение в вышестоящие инстанции</h4> <ul> <li>В управление образования вашего муниципального образования</li> <li>В прокуратуру по месту нахождения школы для проверки нарушения прав ребёнка</li> <li>В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав</li> </ul> <h4 id="3_1">3. Документирование нарушений</h4> <ul> <li>Фиксируйте все случаи унизительных высказываний (дата, время, содержание)</li> <li>Сохраняйте письменные работы ребёнка с оценками</li> <li>Получайте письменные объяснения от учителя по поводу критериев оценивания</li> </ul> <h4 id="4">4. Правовые механизмы защиты</h4> <blockquote> <p>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы</h3> <ol> <li>Действия учителя являются неправомерными и нарушают права вашего ребёнка на качественное образование и уважительное отношение.</li> <li>Школа обязана создать специальные условия обучения в соответствии с адаптированной программой.</li> <li>Систематическое унижение достоинства ребёнка может квалифицироваться как жестокое обращение.</li> <li>Процесс перевода к другому педагогу является правильным решением, но параллельно необходимо привлечь к ответственности нарушителей.</li> </ol> <p>Рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве, для подготовки эффективной стратегии защиты прав ребёнка и возмещения морального вреда.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

24.09.2025 17:26