<h2 id="2">Выставление оценки «2» за поведение на уроке: правомерность и действия в случае нарушения</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваша ситуация классическая и к сожалению, нередкая. Учитель выставил вам академическую оценку «2» не за уровень знаний или выполнение задания, а за ваше поведение на уроке (разговоры). Это вызывает у вас ощущение несправедливости, особенно учитывая, что другие ученики, по вашему мнению, вели себя аналогично, но не получили плохих оценок. Вы уже пытались урегулировать вопрос напрямую с педагогом, но безуспешно. Давайте разберемся, на чьей стороне закон.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы и их анализ</h3>
<h4 id="1">1. Цель и сущность академической оценки</h4>
<p>Академическая оценка — это инструмент измерения знаний, умений и навыков по конкретному учебному предмету, а не мера дисциплинарного воздействия.</p>
<blockquote>
<p>"Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся." (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 25).</p>
</blockquote>
<p>Закон прямо связывает текущий контроль и аттестацию с <strong>освоением учебного предмета</strong>. Оценка «2» должна отражать неусвоение материала, а не нарушение дисциплины. <strong>Выставление оценки за поведение подменяет цель контроля успеваемости и является неправомерным.</strong></p>
<h4 id="2_1">2. Права обучающегося и принцип объективности</h4>
<p>Обучающиеся имеют право на уважение своего достоинства и справедливое отношение.</p>
<blockquote>
<p>"1. Обучающимся предоставляются академические права на: ... 9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 34, часть 1, пункт 9).</p>
</blockquote>
<p>Оценка, выставленная по немотивированному, субъективному основанию (поведение вместо знаний), может рассматриваться как неуважение к личности ученика и нарушение принципа объективности оценивания. Принцип недопустимости дискриминации также закреплен в основах государственной политики:</p>
<blockquote>
<p>"Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: ... 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 3, часть 1, пункт 2).</p>
</blockquote>
<p>Если к одним ученикам, нарушившим дисциплину, применяется мера в виде плохой оценки, а к другим — нет, это может свидетельствовать о неравном подходе, что подпадает под признаки дискриминации в сфере образования.</p>
<h4 id="3">3. Разграничение оценки знаний и дисциплинарного взыскания</h4>
<p>Законодательство четко разделяет оценку знаний и меры воздействия за нарушение дисциплины.</p>
<blockquote>
<p>"Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 43, часть 3).</p>
</blockquote>
<p>К дисциплинарным проступкам применяются совершенно иные меры, перечень которых строго ограничен:</p>
<blockquote>
<p>"...к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 43, часть 4).</p>
</blockquote>
<p>Обратите внимание: <strong>низкая академическая оценка не является и не может являться мерой дисциплинарного взыскания</strong>. Таким образом, учитель, выставивший «2» за разговоры, применил несуществующую и неправомерную «санкцию», смешав два разных правовых института.</p>
<h4 id="4">4. Обязанности педагогического работника</h4>
<p>Педагог обязан не только учить, но и соблюдать правовые и этические нормы.</p>
<blockquote>
<p>"Педагогические работники обязаны: ... 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; ... 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 48, часть 1).</p>
</blockquote>
<p>Выставление оценки за поведение вместо знаний противоречит требованию о педагогической обоснованности методов оценки и может рассматриваться как нарушение профессиональной этики и обязанностей педагога.</p>
<h3 id="_3">Выводы и рекомендации к действию</h3>
<p><strong>Вывод:</strong> Действия учителя, выразившиеся в выставлении академической оценки «2» за дисциплинарный проступок (разговоры на уроке), являются <strong>неправомерными</strong>. Такая оценка не отражает уровень освоения учебного материала, подменяет собой меры дисциплинарного воздействия, нарушает ваше право на объективное оценивание и принцип уважения человеческого достоинства.</p>
<p><strong>Что делать:</strong></p>
<ol>
<li><strong>Подключите родителей (законных представителей).</strong> Поскольку вы несовершеннолетний, основные шаги по защите ваших прав должны предпринимать ваши родители. Расскажите им все подробности.</li>
<li><strong>Изучите локальные акты школы.</strong> Вместе с родителями найдите и прочитайте Устав школы, а особенно <strong>«Положение о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»</strong>. Этот документ, принятый на основе закона, должен четко определять, <strong>за что и как</strong> выставляются оценки. Уверен, там нет пункта «за болтовню на уроке».</li>
<li><strong>Напишите официальное обращение на имя директора школы.</strong> Обращение должно быть письменным, в двух экземплярах (один с отметкой о приеме останется у вас). В обращении:<ul>
<li>Коротко и четко изложите факты: дата, урок, предмет, за что была выставлена оценка «2».</li>
<li>Укажите, что оценка выставлена не за знания, а за поведение.</li>
<li>Сослайтесь на нарушение принципов, изложенных в Федеральном законе «Об образовании» (можно привести цитаты из этого ответа).</li>
<li>Попросите директора: а) провести проверку правомерности выставления оценки; б) обязать учителя отменить оценку, выставленную за поведение, и провести оценку ваших фактических знаний по теме; в) принять меры в отношении учителя.</li>
</ul>
</li>
<li><strong>Обратитесь в комиссию по урегулированию споров (КУС).</strong> Эта комиссия создана в каждой школе именно для таких ситуаций.<br />
>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: ... 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, часть 1).<br />
Решение этой комиссии обязательно для исполнения школой.</li>
<li><strong>В случае бездействия школы</strong> можно обратиться с жалобой в управление (отдел, департамент) образования вашего города/района. Они осуществляют контроль за деятельностью школ.</li>
</ol>
<p><strong>Главное:</strong> Не бойтесь защищать свои права. Закон на вашей стороне. Оценка — это показатель знаний, а не инструмент наказания. Ваши дальнейшие шаги должны быть спокойными, аргументированными и последовательными, желательно при активной поддержке родителей.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
07.12.2025 15:19