Юридические риски и рекомендации по схемам с цифровыми активами для ИП на УСН

Вопрос #15664

Создан 23.10.2025 13:43

Здравствуйте. Требуется консультация по правомерности и опасностям такой схемы для ИП (переход на УСН 15% «доходы-расходы»). Факты: 1. Регистрирую ИП, ОКВЭДы связаны с IT и консалтингом, типа 63.11 или другие подобные. 2. Операции: покупаю цифровые активы у частников через P2P на одной известной криптобирже, оплата рублями с расчётного счёта ИП через СБП, потом перевожу активы на другую P2P-площадку, продаю и получаю рубли обратно на счёт. 3. Документы: использую общую оферту на услуги, где нет прямого упоминания крипты, акты с формулировками типа 'сопровождение работы с цифровыми сервисами', в платежах указываю 'Оплата услуг по договору', веду внутренний журнал с датами, суммами, контрагентами и деталями операций. 4. Объёмы: начинаю с 50 000 ₽ за сделку, 3–4 сделки в день, потом увеличу. Вопросы: 1. Насколько законно оформлять покупку цифровых активов как оплату услуг через оферту и акты? Это не фиктивно? 2. Какие риски блокировок счёта банком из-за ФЗ-115 при частых переводах физлицам и на биржи? Как подготовиться к запросам банка? 3. Может ли налоговая не признать расходы при проверке? На каких основаниях? Какие ещё документы помогут, кроме оферты и актов? 4. Как в договоре или акте описать услугу, чтобы обосновать появление цифровых активов, не упоминая крипту? 5. Какие риски уголовки или админки, например, за отмывание или незаконную банковскую деятельность? Когда это становится уголовным делом? 6. Что безопаснее: агентские договоры, работа через юрлицо, использование проверенных обменников с KYB, или часть операций на личные счета? Что лучше и почему? 7. Какие шаги сейчас сделать, чтобы снизить риски блокировок и претензий от ФНС: изменить документы, порядок ответов банку, модель работы?
A
<h2 id="p2p-">Анализ правомерности операций ИП с цифровыми активами через P2P-площадки</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Представленная схема работы ИП с цифровыми активами через P2P-площадки содержит значительные правовые риски, связанные как с налоговым, так и с банковским законодательством.</p> <h4 id="1">1. Правомерность квалификации операций как оказания услуг</h4> <blockquote> <p>"Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 170)</p> <p>"Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 170)</p> </blockquote> <p><strong>Риски:</strong> Квалификация операций с цифровыми активами как "сопровождения работы с цифровыми сервисами" может быть признана мнимой или притворной сделкой, поскольку фактическая экономическая сущность операций - купля-продажа цифровых активов - не соответствует документальному оформлению.</p> <h4 id="2-115">2. Риски блокировки счета по ФЗ-115</h4> <blockquote> <p>"Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей... а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: ...5) операции с цифровыми финансовыми активами" (Источник: Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", статья 6)</p> </blockquote> <p><strong>Риски:</strong> При объемах 3-4 сделки в день по 50 000 ₽ ежемесячный оборот может превысить 3 млн ₽, что неизбежно привлечет внимание банка. Частые переводы физическим лицам и на биржи являются классическим признаком операций, подлежащих обязательному контролю.</p> <h4 id="3">3. Налоговые риски непризнания расходов</h4> <blockquote> <p>"Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты... осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме." (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 252)</p> </blockquote> <p><strong>Основания для непризнания расходов:</strong><br /> - Несоответствие документального оформления фактической экономической сущности операций<br /> - Отсутствие экономической обоснованности расходов<br /> - Неправильное квалификация операций для целей налогообложения</p> <h4 id="4">4. Уголовные и административные риски</h4> <blockquote> <p>"Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 174.1)</p> <p>"Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации... влечет наложение административного штрафа" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 14.1)</p> </blockquote> <p><strong>Критерии перехода в уголовное дело:</strong><br /> - Крупный размер операций (свыше 1,5 млн ₽)<br /> - Совершение в составе организованной группы<br /> - Использование служебного положения</p> <h3 id="_2">Рекомендации</h3> <h4 id="_3">Немедленные меры:</h4> <ol> <li> <p><strong>Изменение документального оформления:</strong><br /> - Заключать реальные договоры на конкретные IT-услуги<br /> - Составлять детальные акты выполненных работ с описанием фактически оказанных услуг<br /> - Вести журналы рабочих процессов и времени, затраченного на услуги</p> </li> <li> <p><strong>Подготовка к запросам банка:</strong><br /> - Иметь комплект документов, подтверждающих реальность хозяйственной деятельности<br /> - Готовить пояснительные записки о бизнес-модели<br /> - Обеспечить прозрачность происхождения денежных средств</p> </li> <li> <p><strong>Оптимизация налоговых рисков:</strong><br /> - Вести раздельный учет операций с цифровыми активами и основной деятельности<br /> - Рассмотреть вопрос о добровольном уточнении налоговых обязательств</p> </li> </ol> <h4 id="_4">Альтернативные модели работы:</h4> <ol> <li> <p><strong>Работа через операторов обмена ЦФА:</strong></p> <blockquote> <p>"Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов... совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов" (Источник: Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 10)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Агентские договоры:</strong></p> <blockquote> <p>"По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 1005)</p> </blockquote> </li> </ol> <h3 id="_5">Выводы</h3> <p>Представленная схема работы содержит критические правовые риски:</p> <ol> <li>Высокая вероятность признания сделок мнимыми или притворными</li> <li>Реальный риск блокировки расчетного счета по ФЗ-115</li> <li>Налоговые риски непризнания расходов и доначислений</li> <li>Потенциальная уголовная ответственность за легализацию</li> </ol> <p><strong>Рекомендуется:</strong> Немедленно прекратить использование текущей схемы и обратиться к адвокату для разработки правомерной модели работы, соответствующей требованиям законодательства о цифровых финансовых активах и валютного регулирования.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

23.10.2025 14:00