<h2 id="_1">Законность устных требований документов при выездной проверке Социального фонда</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>В ходе выездной проверки Социального фонда инспектор требует в устной форме предоставить дополнительные документы: оборотно-сальдовую ведомость по расчетам с контрагентами и договоры с заказчиками. Ранее организация уже представила часть документов, касающихся видов экономической деятельности и выручки.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">О форме требований документов</h4>
<blockquote>
<p>"Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса." (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, Статья 93)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">О праве на истребование документов</h4>
<blockquote>
<p>"Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию)" (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, Статья 93.1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">О последствиях непредставления документов</h4>
<blockquote>
<p>"Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса." (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, Статья 93)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">По устным требованиям:</h4>
<ul>
<li><strong>Устные требования документов не соответствуют установленному порядку</strong>. Закон предусматривает обязательное оформление требования о представлении документов в письменной форме с вручением под расписку.</li>
</ul>
<h4 id="_9">По праву на запрос документов:</h4>
<ul>
<li>Социальный фонд <strong>имеет право запрашивать документы</strong>, необходимые для проверки, включая оборотно-сальдовые ведомости и договоры, если они касаются деятельности проверяемого лица и необходимы для установления соответствия основного вида деятельности.</li>
</ul>
<h4 id="_10">Практические рекомендации:</h4>
<ol>
<li><strong>Вежливо попросите оформить требование в письменной форме</strong> с указанием правового основания для запроса каждого документа.</li>
<li>Убедитесь, что в требовании указано, <strong>как именно запрашиваемые документы связаны с предметом проверки</strong>.</li>
<li>После получения письменного требования соблюдайте установленные сроки представления документов (10 дней согласно Налоговому кодексу).</li>
<li>Если считаете требования избыточными или не связанными с предметом проверки, можете <strong>направить мотивированные возражения</strong>.</li>
<li>Помните, что отказ от представления документов по <strong>официально оформленному требованию</strong> может повлечь административную ответственность.</li>
</ol>
<p>Рекомендую в подобных ситуациях консультироваться с адвокатом, специализирующимся на налоговом и административном праве, для защиты ваших прав в ходе проверки.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
23.10.2025 04:43