Вопрос о законности отказа в зачислении в выбранный профильный класс при переходе из 4 в 5 класс из-за низких результатов тестирования

Вопрос #6131

Создан 22.09.2025 16:12

Добрый день, столкнулись с ситуацией в школе с углубленным изучением предметов, когда ребенка из 4 класса переводят в 5-й, где есть несколько профильных классов, например, математический, гуманитарный и другие. Ребенок выбрал математический класс, но как нам объяснили, он не прошел контрольную работу и не набрал нужное количество баллов для зачисления. Когда мы сказали, что ребенок очень хочет и желает учиться в этом классе, и его стремление должно учитываться, тем более что из школьных записей видно, что он написал годовую диагностическую работу по математике на отлично, нам ответили, что это не показатель, так как там широкие критерии для оценки, и еще добавили, что на класс подано много заявлений, порядка 40-50 учеников, класс не резиновый, и возьмут только лучших по результатам. Насколько это правомерно? Учебное заведение ссылается на то, что может самостоятельно решать такие вопросы, но на собрании никто не смог внятно объяснить, на каком основании это делается, просто сказали, что так принято. Хотелось бы понять, нарушаются ли здесь права ребенка на образование и выбор программы, особенно с учетом того, что по закону школы должны учитывать пожелания учащихся и родителей при наличии мест.
A
<h2 id="_1">Правомерность отказа в зачислении в профильный математический класс</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании предоставленной информации можно сделать следующие выводы о правомерности действий администрации школы.</p> <h4 id="_3">Правовые основания для индивидуального отбора</h4> <p>Согласно законодательству, проведение индивидуального отбора в профильные классы действительно допускается:</p> <blockquote> <p>"Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 67, часть 5)</p> </blockquote> <p>Это означает, что школа имеет право проводить отбор, но только в соответствии с порядком, установленным региональным законодательством.</p> <h4 id="_4">Требования к процедуре отбора</h4> <p>Ключевой проблемой в вашей ситуации является отсутствие ясных и формализованных критериев отбора:</p> <blockquote> <p>"Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 55, часть 9)</p> </blockquote> <p>При этом школа обязана обеспечить прозрачность процедуры:</p> <blockquote> <p>"Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 55, часть 2)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Учет мнения учащихся и родителей</h4> <p>Законодательство предусматривает право родителей на участие в образовательном процессе:</p> <blockquote> <p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательной деятельностью" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44, часть 3, пункт 1)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_7">Нарушения со стороны школы</h4> <ol> <li> <p><strong>Отсутствие формализованных критериев</strong> - школа не предоставила четких, объективных и публичных критериев отбора, что нарушает принцип прозрачности образовательного процесса.</p> </li> <li> <p><strong>Неучет академической успеваемости</strong> - игнорирование годовой оценки ученика в пользу разовой контрольной работы может свидетельствовать о субъективном подходе к отбору.</p> </li> <li> <p><strong>Неясность правового основания</strong> - ссылка на "так принято" без указания на конкретные нормативные документы является нарушением.</p> </li> </ol> <h4 id="_8">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Запросите письменное обоснование отказа</strong> с указанием:<br /> - Нормативного акта, регулирующего процедуру отбора<br /> - Конкретных критериев, по которым проводился отбор<br /> - Результатов ребенка в сравнении с проходным баллом</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь к локальным нормативным актам школы</strong> - изучите устав и положение о порядке индивидуального отбора в профильные классы.</p> </li> <li> <p><strong>Подайте обращение в комиссию по урегулированию споров</strong>:</p> <blockquote> <p>"В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45, часть 2)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>При отсутствии результата</strong> обратитесь в орган управления образованием вашего субъекта РФ для проверки законности процедуры отбора.</p> </li> </ol> <p>Помните, что образовательная организация обязана соблюдать права обучающихся и их законных представителей, а любые ограничения должны быть четко регламентированы и обоснованы.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

22.09.2025 16:19