Повторное обучение в 1 классе по адаптированной программе (АООП) после успешного окончания общеобразовательного первого класса: является ли это нарушением прав ребенка и законодательства об образовании?

Вопрос #29641

Создан 10.12.2025 08:15

Здравствуйте, у меня такой случай: мой ребенок отлично закончил первый класс по обычной школьной программе, все было нормально. А потом, когда он уже перешел во второй класс, в ноябре этого года, какая-то психолого-медико-педагогическая комиссия провела оценку и выдала заключение, что ему лучше учиться по адаптированной основной общеобразовательной программе, типа вариант 7.2. В этом самом заключении ничего не написано про то, что нужно опять идти в первый класс или что-то в этом роде, просто рекомендуют перейти на эту программу. Но теперь в школе начали говорить, что раз программа другая, то надо начинать с первого класса по этой адаптированной, мол, так положено. Я вот думаю, раз ребенок уже успешно прошел первый класс, зачем ему его повторять? Это же, наверное, какое-то нарушение, да? Может, права ребенка тут ущемляют или что-то не так с законодательством? Подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации и что говорит закон на этот счет.
A
<h2 id="1-">Перевод ребёнка на адаптированную программу обучения без повторного прохождения 1-го класса</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы столкнулись с ситуацией, когда администрация школы настаивает на том, что ваш ребёнок, успешно переведённый во 2-й класс, должен вернуться к программе 1-го класса из-за нового заключения ПМПК, рекомендующего обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП, вариант 7.2). Это требование вызывает обоснованные вопросы о его правомерности.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="1">1. Рекомендательный характер заключения ПМПК и права родителей</h4> <p>Законодательство закрепляет право родителей учитывать рекомендации ПМПК при выборе условий обучения, но не делает эти рекомендации безусловным императивом для школы в части изменения класса обучения.</p> <blockquote> <p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: ... выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44, пункт 3, подпункт 1)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Обязанность школы создать специальные условия</h4> <p>Получив заключение ПМПК, школа обязана создать условия для обучения по адаптированной программе, но это не означает автоматического перевода ребёнка в более младший класс.</p> <blockquote> <p>"Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: ... создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья... в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28, пункт 6, подпункт 4)</p> <p>"Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья... определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 79, пункт 1)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Основания для перевода на адаптированную программу</h4> <p>Закон прямо указывает, что перевод на обучение по адаптированным программам в середине учебного года может быть связан с академической задолженностью, которую ребёнок не смог ликвидировать. В вашем случае ребёнок успешно освоил программу 1-го класса, поэтому данное основание отсутствует.</p> <blockquote> <p>"Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, пункт 9)</p> </blockquote> <h4 id="4">4. Порядок изменения образовательных отношений</h4> <p>Любые изменения в условиях получения образования, в том числе перевод на другую программу, должны оформляться официально, с учётом мнения родителей.</p> <blockquote> <p>"Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 57, пункт 3)</p> </blockquote> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <p>На основании представленной информации можно сделать следующие выводы:</p> <ol> <li><strong>Требование школы о повторном прохождении 1-го класса не является обязательным.</strong> В заключении ПМПК отсутствует прямое указание на необходимость такого шага. Ребёнок успешно освоил программу 1-го класса и был переведён во 2-й, что является подтверждением отсутствия академической задолженности.</li> <li><strong>Школа обязана создать условия для обучения по адаптированной программе (вариант 7.2) в том классе, где ребёнок обучается в настоящее время (2-й класс).</strong> Рекомендации ПМПК касаются создания специальных условий (адаптированная программа, методы обучения, коррекционные занятия и т.д.), а не изменения года обучения.</li> <li><strong>Позиция школы может нарушать право ребёнка на образование и принцип наилучшего обеспечения его интересов.</strong> Принудительный возврат в 1-й класс без веских оснований может рассматриваться как необоснованное ограничение права на образование.</li> </ol> <h4 id="_4">Конкретные рекомендации к действиям:</h4> <ol> <li><strong>Запросите письменное обоснование.</strong> Обратитесь к администрации школы с письменным запросом, в котором попросите предоставить конкретные нормы закона или локальные акты школы, обязывающие ребёнка, успешно освоившего программу 1-го класса, повторно её проходить при переходе на АООП.</li> <li><strong>Обратитесь в комиссию по урегулированию споров.</strong> В каждой школе должна быть создана такая комиссия для решения подобных разногласий.<br /> &gt;"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45, пункт 2)</li> <li><strong>Направьте обращение в вышестоящие органы.</strong> Если школа продолжает настаивать на своём, вы вправе направить жалобу в орган управления образованием муниципального района/городского округа, а также в региональное министерство (департамент) образования.</li> <li><strong>Рассмотрите возможность консультации с адвокатом,</strong> специализирующимся на образовательном праве, особенно если конфликт зайдёт в тупик. Адвокат поможет подготовить грамотные правовые запросы и, при необходимости, представлять ваши интересы.</li> </ol> <p>Главный аргумент в вашу пользу: ребёнок <strong>успешно прошёл промежуточную аттестацию за 1-й класс</strong>, был <strong>переведён во 2-й класс</strong>, и в новом заключении ПМПК <strong>нет указания на необходимость повторного обучения в 1-м классе</strong>. Задача школы — организовать обучение по адаптированной программе в текущем классе с учётом рекомендаций комиссии.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

10.12.2025 08:24