Проблемы с запретом на распущенные волосы в школе и отсутствие информации в официальных источниках

Вопрос #25932

Создан 28.11.2025 10:34

Я ученик 10 класса, и у нас в школе директор и несколько учителей постоянно делают замечания по поводу моих волос, требуя, чтобы я всегда собирал их в хвост, а не ходил распущенными. Они утверждают, что это указано в уставе школы, но когда я пытаюсь проверить, сайт школы не открывается или выдает ошибки, а в документах местного управления образования я не нашел ни одного упоминания о подобных ограничениях. Даже другие ученики говорят, что сталкивались с таким, но конкретных правил никто не видел. Получается, что требования основаны на чьих-то словах, а не на официальных документах. Как быть в такой ситуации, если нет доступа к уставу и нет ясности от вышестоящих органов?
A
<h2 id="_1">Требования к причёске в школе: законность и пути решения</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы столкнулись с требованиями администрации школы изменить причёску (собирать волосы в хвост), которые, по словам учителей и директора, основаны на уставе школы. При этом доступ к уставу невозможен из-за неработающего сайта школы, а в документах управления образования подобные ограничения отсутствуют.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Право на доступ к уставу и локальным актам</h4> <blockquote> <p>"В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 25)</p> <p>"Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет"." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 29)</p> <p>"Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 29)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Права учащихся на внешний вид и индивидуальность</h4> <blockquote> <p>"уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> <p>"свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> <p>"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени." (Источник: Конституция Российской Федерации, статья 23)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Требования к одежде и внешнему виду</h4> <blockquote> <p>"Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 38)</p> <p>"Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии)." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 38)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_8">Правовая оценка ситуации</h4> <ol> <li> <p><strong>Школа нарушает ваше право на доступ к уставу</strong> — отсутствие работающего сайта и невозможность ознакомиться с уставом прямо противоречит требованиям законодательства об образовании.</p> </li> <li> <p><strong>Требования к причёске сомнительны с правовой точки зрения</strong> — законодательство предусматривает установление требований только к одежде, но не к причёскам.</p> </li> <li> <p><strong>Любые локальные нормативные акты должны приниматься с учётом мнения обучающихся</strong> — если такого обсуждения не было, требования могут быть признаны недействительными.</p> </li> </ol> <h4 id="_9">Конкретные действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Направьте письменный запрос директору школы</strong> с требованием предоставить для ознакомления устав школы и локальные акты, регулирующие требования к внешнему виду учащихся.</p> </li> <li> <p><strong>Если доступ к документам не предоставят</strong>, обратитесь с жалобой в:<br /> - Управление образования вашего муниципального образования<br /> - Министерство образования субъекта РФ<br /> - Прокуратуру (по факту нарушения права на доступ к информации)</p> </li> <li> <p><strong>Используйте механизмы школьного самоуправления</strong>:<br /> - Обратитесь в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (если она создана в школе)<br /> - Поднимите вопрос на заседании совета обучающихся</p> </li> <li> <p><strong>При массовом характере проблемы</strong> объединитесь с другими учащимися, столкнувшимися с аналогичными требованиями — коллективные обращения имеют больший вес.</p> </li> </ol> <p>Помните, что требования, не основанные на официальных документах и не доведенные до сведения учащихся надлежащим образом, не могут считаться законными и обязательными к исполнению.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

28.11.2025 10:58