Консультация по правам ученика при академических задолженностях и давлении школы

Вопрос #24215

Создан 21.11.2025 12:00

Здравствуйте, у меня сын учится в 9 классе, и у него накопились академические задолженности по математике и русскому. Администрация школы постоянно давит, угрожает, что не допустят до ОГЭ, и совсем не помогают разобраться с долгами. Утверждают, что возможности пересдать в школе больше нет, и отправляют в какой-то диагностический центр, предлагают перевести в другую школу. Видимо, хотят просто от него избавиться. Из-за этого всего сын сильно переживает, у него нервное истощение, мы ходим к психиатру, он пьет успокоительные. По медицинским записям, у него выявлено стрессовое расстройство. Подскажите, что нам делать в такой ситуации, куда обратиться, чтобы защитить его интересы?
A
<h2 id="9">Защита прав учащегося 9 класса с академическими задолженностями и стрессовым расстройством</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Администрация школы нарушает установленный порядок ликвидации академической задолженности и не учитывает состояние здоровья вашего сына. Угрозы недопуска к ОГЭ и отказ предоставить возможность пересдачи в школе противоречат законодательству об образовании.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Порядок ликвидации академической задолженности</h4> <blockquote> <p>"Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58)</p> <p>"Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58)</p> </blockquote> <h4 id="-9">Условия допуска к ГИА-9 (ОГЭ)</h4> <blockquote> <p>"К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 59)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Права учащихся с ограничениями здоровья</h4> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> <p>"Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 42)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Обязанности образовательной организации</h4> <blockquote> <p>"Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_7">Немедленные действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Официальное обращение к директору школы</strong> - потребуйте в письменной форме:<br /> - Предоставить возможность пересдачи академической задолженности в установленные законом сроки<br /> - Создать комиссию для проведения промежуточной аттестации во второй раз<br /> - Учесть медицинские показания вашего сына при организации учебного процесса</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в комиссию по урегулированию споров</strong> - в соответствии со статьей 45 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":</p> <blockquote> <p>"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации"</p> </blockquote> </li> </ol> <h4 id="_8">Дальнейшие шаги при безрезультатности</h4> <ol start="3"> <li> <p><strong>Обращение в вышестоящие инстанции</strong>:<br /> - Отдел/управление образования вашего муниципального образования<br /> - Министерство образования субъекта Российской Федерации<br /> - Рособрнадзор (осуществляет государственный контроль в сфере образования)</p> </li> <li> <p><strong>Рассмотрение альтернативных форм обучения</strong> - при наличии медицинских показаний:</p> <blockquote> <p>"Обучение таких детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 41)</p> </blockquote> </li> </ol> <h4 id="_9">Дополнительные меры</h4> <ul> <li>Предоставьте школе официальную медицинскую справку о диагнозе стрессового расстройства</li> <li>Требуйте предоставления психолого-педагогической помощи в соответствии со статьей 42 закона "Об образовании"</li> <li>Фиксируйте все угрозы и неправомерные действия администрации школы в письменном виде</li> </ul> <p>Рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве, для подготовки официальных обращений и представления ваших интересов в случае необходимости.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

21.11.2025 12:03