<h2 id="5">Повторное обучение ребенка с умственной отсталостью в 5 классе</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваш ребенок с умственной отсталостью второй год обучается в 5 классе и не усваивает программу. Школа отказывает в оставлении на повторный год обучения, ссылаясь на нарушение правил. Медицинские заключения подтверждают необходимость специальной поддержки.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Права детей с ограниченными возможностями здоровья</h4>
<blockquote>
<p>"Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения." (Источник: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 19)</p>
<p>"В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 5)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Порядок повторного обучения</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 58)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Организация образования для детей с ОВЗ</h4>
<blockquote>
<p>"Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 79)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Права родителей</h4>
<blockquote>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право защищать права и законные интересы обучающихся" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 44)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">Необходимые действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Обратитесь в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)</strong> - это ключевой шаг, поскольку именно рекомендации ПМПК являются обязательными для школы при организации обучения детей с ОВЗ.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Соберите полный пакет документов</strong>:<br />
- Заключение медицинской организации о состоянии здоровья ребенка<br />
- Заключение ПМПК с рекомендациями по форме обучения<br />
- Индивидуальную программу реабилитации (если ребенок имеет статус инвалида)<br />
- Документы, подтверждающие академическую неуспеваемость</p>
</li>
<li>
<p><strong>Направьте официальное заявление в школу</strong> с требованием организовать обучение в соответствии с рекомендациями ПМПК, ссылаясь на статью 79 Закона об образовании.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_9">Если школа продолжает отказывать</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Обратитесь в комиссию по урегулированию споров</strong> в самой школе:</p>
<blockquote>
<p>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Подайте жалобу в вышестоящие инстанции</strong>:<br />
- Управление образования вашего муниципального образования<br />
- Министерство образования субъекта РФ<br />
- Прокуратуру (в случае нарушения прав ребенка-инвалида)</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рассмотрите возможность судебной защиты</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке." (Источник: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 32)</p>
</blockquote>
</li>
</ol>
<h4 id="_10">Альтернативные варианты</h4>
<ul>
<li>Перевод на обучение по адаптированным образовательным программам</li>
<li>Организация обучения по индивидуальному учебному плану</li>
<li>Надомное обучение при наличии медицинских показаний</li>
</ul>
<p><strong>Рекомендуется обратиться к адвокату</strong>, специализирующемуся на образовательном праве, для подготовки грамотных юридических документов и представительства ваших интересов.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
14.11.2025 14:57