Квалификация унизительного поведения директора лицея при вступительных испытаниях и правовые нормы для жалобы

Вопрос #21008

Создан 10.11.2025 08:22

Здравствуйте Ситуация связана с поступлением ребёнка в инженерный лицей-интернат в г. Новосибирске. 5 июня я привезла сына на вступительные испытания в 8 класс в лицей. Сначала проводился письменный экзамен, затем второй этап - устное тестирование по русскому языку и математике. После завершения письменного экзамена я заняла очередь как и остальные родители в один из кабинетов для устного тестирования. Мы попали к директору лицея. Зашли с ребёнком к нему в кабинет. После вопросов о фамилии и месте проживания директор спросил у ребенка следующее: "Сюда зачем ПРИПЕРСЯ?" Далее последовали вопросы о месте работы родителей, о том, сколько лет в разводе, общается ли отец с ребёнком и тп. То есть вопросы, не имеющие никакого отношения к понятию собеседования по русскому и математике. Это был скорее допрос ребёнка, похожий на выявление социального статуса его родителей. Допрос длился минут 20-30. Вопросы были абсолютно бестактными, травматичными для ребёнка и меня, ребенок потом долго не мог успокоиться и плохо спал. В целом поведение директора было неэтичным и непедагогичным, нарушало основные принципы образования. Собираюсь писать жалобу в департамент образования Вопрос: К каким нормам, законам и правовым актам я могу аппелировать по поводу хамства директора и конкретного его унизительного вопроса ребенку "зачем сюда приперся?" как квалифицировать такое поведение в случае обращения в суд? И есть ли правовые акты, регулирующие порядок проведения вступительных испытаний в средние учебные заведения, например, в Федеральном законе "Об образовании" или других документах? В нашем случае очевидно, что собеседования по заявленным в приемной кампании предметам не было, а вместо этого проводился необоснованный допрос. Спасибо
A
<h2 id="-">Некорректное поведение директора при проведении вступительных испытаний в лицей-интернат</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>В ходе устного этапа вступительных испытаний в 8 класс инженерного лицея-интерната директор образовательного учреждения допустил следующие нарушения:</p> <ol> <li>Задавал ребенку унизительный вопрос: "Сюда зачем ПРИПЕРСЯ?"</li> <li>Проводил опрос на темы, не связанные с заявленными предметами испытаний (русский язык и математика)</li> <li>Задавал бестактные вопросы о личной жизни семьи, месте работы родителей, семейном положении</li> <li>Процедура длилась 20-30 минут и вызвала психологический стресс у ребенка</li> </ol> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Нарушение принципов образования и профессиональной этики</h4> <blockquote> <p>"Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 3)</p> <p>"Педагогические работники обязаны: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Нарушение прав обучающихся на уважение человеческого достоинства</h4> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> <p>"Педагогические работники имеют право на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 47)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Нарушение конституционных прав</h4> <blockquote> <p>"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (Источник: Конституция Российской Федерации, статья 21)</p> <p>"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (Источник: Конституция Российской Федерации, статья 23)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Порядок проведения вступительных испытаний</h4> <blockquote> <p>"Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 55)</p> <p>"Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 67)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Возможные правовые последствия</h3> <h4 id="_8">Дисциплинарная ответственность</h4> <blockquote> <p>"За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 192)</p> <p>"Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются: применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 336)</p> </blockquote> <h4 id="_9">Компенсация морального вреда</h4> <blockquote> <p>"Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 151)</p> <p>"Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 1101)</p> </blockquote> <h3 id="_10">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_11">Квалификация действий директора</h4> <p>Поведение директора может быть квалифицировано как:<br /> - Нарушение профессиональной этики педагогического работника<br /> - Психическое насилие в отношении несовершеннолетнего<br /> - Унижение человеческого достоинства<br /> - Вторжение в частную жизнь<br /> - Нарушение установленного порядка проведения вступительных испытаний</p> <h4 id="_12">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Подача жалобы в департамент образования</strong> с указанием конкретных нарушений и ссылками на приведенные нормативные акты.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в комиссию по урегулированию споров</strong> между участниками образовательных отношений, которая должна быть создана в лицее.</p> </li> <li> <p><strong>Заявление в прокуратуру</strong> о нарушении прав несовершеннолетнего.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в суд</strong> с требованием о компенсации морального вреда, если психологический ущерб ребенку подтвержден документально.</p> </li> <li> <p><strong>Требование проведения служебной проверки</strong> в отношении директора лицея с возможным применением дисциплинарного взыскания.</p> </li> </ol> <p>Для подготовки искового заявления о компенсации морального вреда рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве и защите прав несовершеннолетних.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

10.11.2025 08:36