Куда можно пожаловаться на отсутствие обучения в учебном заведении

Вопрос #20668

Создан 09.11.2025 08:28

В нашем учебном заведении нету предметов по нашей специальности еще с декабря, потому что преподы уволились, а искать новых, кажется, никто не собирается. Много в группе кто платит за это деньги из своего кармана, а обучения никакого не получаем, и это нарушает наши права как потребителей. Мы подписывали договор на образовательные услуги, но он не выполняется, и администрация игнорирует наши обращения. Можно ли на это куда-то пожаловаться, например, в министерство образования или в органы по защите прав потребителей?
A
<h2 id="_1">Нарушение прав студентов при неоказании образовательных услуг по специальности</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ваша ситуация представляет собой серьезное нарушение обязательств со стороны образовательной организации. С декабря учебное заведение не обеспечивает проведение занятий по специальности из-за увольнения преподавателей, при этом администрация игнорирует обращения и не предпринимает мер по замене педагогических кадров.</p> <h3 id="_3">Нарушенные права и применимые нормы</h3> <h4 id="_4">Нарушение обязательств по договору</h4> <blockquote> <p>"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 779)</p> <p>"Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 309)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Нарушение требований к качеству образовательных услуг</h4> <blockquote> <p>"Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора." (Источник: Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441, пункт 7)</p> <p>"обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28, часть 6, пункт 1)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Куда можно подать жалобу</h3> <h4 id="1">1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)</h4> <p>Рособрнадзор осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства об образовании:</p> <blockquote> <p>"Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются: соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 93)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)</h4> <p>Поскольку вы являетесь потребителями образовательных услуг:</p> <blockquote> <p>"За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность" (Источник: Закон "О защите прав потребителей", статья 43)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений</h4> <blockquote> <p>"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Меры ответственности и ваши права</h3> <h4 id="_8">Требования к возврату денежных средств</h4> <blockquote> <p>"Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем." (Источник: Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441, пункт 19)</p> <p>"Заказчик вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного оказания образовательных услуг; соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами." (Источник: Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441, пункт 18)</p> </blockquote> <h4 id="_9">Компенсация морального вреда</h4> <blockquote> <p>"Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации" (Источник: Закон "О защите прав потребителей", статья 15)</p> </blockquote> <h3 id="_10">Рекомендации и выводы</h3> <ol> <li> <p><strong>Подготовьте коллективную жалобу</strong> с подробным описанием ситуации, указанием периода отсутствия занятий и приложением копий договоров и доказательств оплаты.</p> </li> <li> <p><strong>Направьте претензию</strong> в адрес учебного заведения с требованием устранить нарушения в разумный срок или вернуть денежные средства.</p> </li> <li> <p><strong>Подайте жалобы</strong> в Рособрнадзор и Роспотребнадзор с указанием на нарушение лицензионных требований и прав потребителей.</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь в комиссию по урегулированию споров</strong> в вашем учебном заведении, если таковая создана.</p> </li> <li> <p><strong>При отсутствии реакции</strong> обратитесь в суд с иском о расторжении договора, возврате денежных средств и компенсации морального вреда.</p> </li> <li> <p><strong>Помните</strong>, что потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд по делам о защите прав потребителей.</p> </li> </ol> <p>Рекомендую действовать коллективно и документально фиксировать все обращения и ответы администрации учебного заведения. В случае сложностей с оформлением документов или ведением переговоров, целесообразно обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве и защите прав потребителей.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

09.11.2025 08:34