Правомерность требования сдачи контрольных работ экстерном после обучения в колледже

Вопрос #16959

Создан 27.10.2025 09:12

Я учусь экстерном в одной из общеобразовательных школ, и мне назначили промежуточные аттестации по всем предметам в виде контрольных и тестовых работ. Ранее я проходил обучение в колледже, где освоил программу 10-11 классов в ускоренном режиме, и у меня есть документы, подтверждающие перечень изученных дисциплин с итоговыми оценками. Однако администрация школы настаивает на сдаче всех контрольных работ, объясняя это тем, что количество учебных часов в колледже не соответствует школьным стандартам. Хочу выяснить, насколько законно такое требование, и какие нормативные акты, например, Федеральный закон 'Об образовании в Российской Федерации' или ФГОС, регулируют признание уже пройденных дисциплин при экстернате. В статье 45 упомянутого закона говорится о праве на пересмотр оценок, а программы колледжа должны соответствовать государственным требованиям. Помогите, пожалуйста, разобраться! Я физически не успею подготовиться и сдать все работы за месяц, учитывая, что параллельно нужно сдать аттестации за 11 класс.
A
<h2 id="_1">Признание результатов обучения в колледже при экстернате в школе</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы являетесь экстерном в общеобразовательной школе и имеете документы о прохождении программы 10-11 классов в колледже с итоговыми оценками. Школа требует прохождения промежуточных аттестаций по всем предметам, ссылаясь на несоответствие количества учебных часов.</p> <h3 id="_3">Применимые нормативные положения</h3> <h4 id="_4">Право на зачет результатов предыдущего образования</h4> <blockquote> <p>"зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, часть 1, пункт 7)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Статус экстерна и порядок аттестации</h4> <blockquote> <p>"экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 33, пункт 1, подпункт 9)</p> <p>"Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, часть 3)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Компетенция образовательной организации</h4> <blockquote> <p>"осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28, пункт 3, подпункт 10)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Промежуточная аттестация</h4> <blockquote> <p>"Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, часть 1)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">Правовая оценка требований школы</h4> <ol> <li> <p><strong>Школа имеет право устанавливать порядок промежуточной аттестации</strong>, но должна учитывать ранее полученное образование.</p> </li> <li> <p><strong>Закон предусматривает возможность зачета результатов</strong> освоения учебных предметов в других образовательных организациях, однако конкретный порядок такого зачета устанавливается федеральными органами исполнительной власти.</p> </li> <li> <p><strong>Требование школы о прохождении всех аттестаций может быть оспорено</strong>, если программы колледжа соответствуют ФГОС среднего общего образования.</p> </li> </ol> <h4 id="_10">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Предоставить в школу официальный запрос</strong> с требованием обосновать необходимость прохождения промежуточных аттестаций по предметам, уже изученным в колледже, с приложением копий документов об образовании.</p> </li> <li> <p><strong>Обратиться в комиссию по урегулированию споров</strong> в соответствии со статьей 45 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":</p> <blockquote> <p>"обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45, часть 1, пункт 2)</p> </blockquote> </li> <li> <p><strong>Запросить у школы локальные нормативные акты</strong>, регулирующие порядок зачета результатов предыдущего обучения и проведения промежуточной аттестации для экстернов.</p> </li> <li> <p><strong>В случае сохранения разногласий</strong> обратиться в вышестоящие органы управления образованием для разъяснения порядка применения норм о зачете результатов обучения.</p> </li> <li> <p><strong>Рассмотреть возможность консультации с адвокатом</strong>, специализирующимся на образовательном праве, для подготовки обоснованной правовой позиции.</p> </li> </ol> <p>Школа обязана учитывать принцип преемственности образовательных программ и не создавать необоснованных препятствий для лиц, имеющих документы о предыдущем образовании.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

27.10.2025 09:19