<h2 id="_1">Защита прав студента при систематическом недопуске к сдаче экзамена</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваш знакомый столкнулся с ситуацией, когда один преподаватель систематически препятствует завершению образования, несмотря на выполнение всех остальных учебных требований. Администрация вуза не принимает мер, перекладывая ответственность на студента.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы и механизмы защиты</h3>
<h4 id="1">1. Возможность сдачи предмета в другом вузе</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающийся имеет право на зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и (или) иным компонентам, в том числе практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии)" (Источник: Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245, пункт 35)</p>
<p>"Зачет организацией результатов обучения, освоенных обучающимися в других организациях, осуществляется в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона" (Источник: Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245, пункт 35)</p>
</blockquote>
<p><strong>Вывод</strong>: Теоретически возможность зачета результатов обучения, полученных в другом вузе, существует. Однако для этого необходимо:<br />
- Получить согласие вашего текущего вуза на такой зачет<br />
- Сдать предмет в другом вузе, имеющем государственную аккредитацию<br />
- Предоставить документы, подтверждающие успешную сдачу</p>
<p>На практике это сложная процедура, требующая активного участия администрации вашего вуза.</p>
<h4 id="2">2. Внутривузовские механизмы защиты</h4>
<blockquote>
<p>"В целях защиты своих прав обучающиеся... вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, пункт 1.2)</p>
<p>"Комиссия по урегулированию споров между участников образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, пункт 3)</p>
<p>"Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, пункт 4)</p>
</blockquote>
<h4 id="3">3. Процедура промежуточной аттестации</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, пункт 5)</p>
<p>"Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, пункт 6)</p>
</blockquote>
<p>Это важное положение: при повторной сдаче экзамена должна создаваться комиссия, что исключает субъективную оценку одним преподавателем.</p>
<h4 id="4">4. Обращение в вышестоящие инстанции</h4>
<blockquote>
<p>"Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 2, пункт 1)</p>
<p>"Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 12, пункт 1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_4">Рекомендации и порядок действий</h3>
<h4 id="1_1">1. Внутривузовские процедуры</h4>
<ol>
<li><strong>Обращение в комиссию по урегулированию споров</strong> - это первоочередная мера. Требуйте создания комиссии для рассмотрения конфликта с преподавателем.</li>
<li><strong>Письменное обращение к ректору</strong> с подробным изложением ситуации, указанием на многократные попытки сдачи и предвзятое отношение преподавателя.</li>
<li><strong>Требование создания аттестационной комиссии</strong> для повторной сдачи математики, как это предусмотрено законом.</li>
</ol>
<h4 id="2_1">2. Внешние механизмы защиты</h4>
<ol>
<li><strong>Обращение в Министерство науки и высшего образования РФ</strong> с жалобой на бездействие администрации вуза.</li>
<li><strong>Обращение в Рособрнадзор</strong> как орган, осуществляющий контроль качества образования.</li>
<li><strong>Прокуратура</strong> - при наличии признаков нарушения образовательных прав.</li>
</ol>
<h4 id="3_1">3. Судебная защита</h4>
<p>В случае безрезультатности досудебных процедур можно обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий преподавателя и бездействия администрации вуза.</p>
<h3 id="_5">Выводы</h3>
<ol>
<li><strong>Сдача предмета в другом вузе возможна теоретически</strong>, но требует сложной бюрократической процедуры и согласия текущего учебного заведения.</li>
<li><strong>Наиболее эффективным</strong> является использование внутривузовских механизмов защиты, особенно комиссии по урегулированию споров.</li>
<li><strong>Требование создания аттестационной комиссии</strong> для повторной сдачи - ваше законное право, которое исключает субъективизм одного преподавателя.</li>
<li><strong>При бездействии администрации вуза</strong> следует последовательно обращаться в вышестоящие инстанции с письменными жалобами.</li>
</ol>
<p>Рекомендую начать с формального письменного обращения к ректору с требованием создания комиссии по урегулированию споров и проведения аттестации по математике с участием комиссии. Сохраняйте все письменные обращения и ответы на них как доказательную базу.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
18.10.2025 20:05