<h2 id="10">Возможность продолжения обучения в 10 классе для обучающегося с ОВЗ, получившего свидетельство об обучении</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваш ребенок завершает обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и получит свидетельство об обучении. Вы рассматриваете возможность продолжения образования в 10 классе общеобразовательной школы.</p>
<h3 id="_2">Применимые нормативные положения</h3>
<h4 id="_3">Правовой статус свидетельства об обучении</h4>
<blockquote>
<p>"Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 60, часть 13)</p>
<p>"Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании)" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 60, часть 6)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Ограничения для продолжения образования</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 66, часть 5)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Особенности образования для обучающихся с ОВЗ</h4>
<blockquote>
<p>"Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК... В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК" (Источник: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599, пункт 2.13)</p>
<p>"создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья... в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 5, пункт 5 части 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Альтернативные варианты продолжения образования</h4>
<blockquote>
<p>"В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы" (Источник: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, пункт 28)</p>
<p>"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющими основного общего или среднего общего образования" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 79, часть 9)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Прямой переход в 10 класс общеобразовательной школы невозможен</strong>, поскольку свидетельство об обучении не является документом, подтверждающим получение основного общего образования, а только свидетельствует об освоении адаптированной программы.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Основное препятствие</strong> - норма, запрещающая продолжение обучения на следующем уровне общего образования при отсутствии освоения предыдущего уровня.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Возможные пути решения</strong>:<br />
- Обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию для получения новых рекомендаций и рассмотрения возможности перехода на другой вариант адаптированной программы<br />
- Рассмотреть продолжение образования по программам профессионального обучения, которые специально предусмотрены для таких случаев<br />
- Изучить возможность обучения в классах с углубленным изучением отдельных предметов, которые могут создаваться для выпускников адаптированных программ</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рекомендуемые действия</strong>:<br />
- Получить консультацию в психолого-медико-педагогической комиссии о дальнейших образовательных маршрутах<br />
- Обратиться в орган управления образованием вашего региона для получения информации о доступных программах профессионального обучения<br />
- Обсудить с администрацией текущей образовательной организации возможность продолжения обучения по иным адаптированным программам</p>
</li>
</ol>
<p>Для получения индивидуальной консультации с учетом конкретных особенностей ситуации рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
18.10.2025 13:25