В январе 2022 года через управляющую компанию провели поверку счетчика горячего водоснабжения, но акт на руки не выдали, только устно сообщили, что все в порядке. Сведения о поверке УК направила в Облэнергосбыт, и в их электронной системе отображается, что счетчик исправен и поверен в срок. За последние два года у нас сменились две управляющие компании, а потом дом передали на баланс Минздрава. В Минздраве сказали, что предыдущая УК, которая сейчас ликвидирована, не передала им данные о поверке, поэтому все это время начисляли ГВС по нормативу, хотя по факту счетчик работал. Теперь требуем перерасчет, но в Минздраве отказываются, мотивируя это тем, что нет оригинала акта поверки, и не учитывают сведения из Облэнергосбыта, где в базе есть вся информация. Это законно или нет?
<h2 id="-">Отказ в перерасчете за ГВС из-за отсутствия оригинала акта поверки при наличии данных в системе ресурсоснабжающей организации</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>В вашем случае имеется подтвержденный факт проведения поверки счетчика горячего водоснабжения в январе 2022 года, о чем свидетельствуют данные в системе Облэнергосбыта. Однако Минздрав как новая управляющая организация отказывается производить перерасчет за период начислений по нормативу, ссылаясь на отсутствие оригинала акта поверки.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Подтверждение факта поверки</h4>
<blockquote>
<p>"Результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений." (Источник: Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", Статья 13)</p>
<p>"Сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями" (Источник: Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", Статья 13)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Порядок учета коммунальных услуг</h4>
<blockquote>
<p>"Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений." (Источник: Постановление Правительства РФ №354, пункт 80)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Обязанности при смене управляющей организации</h4>
<blockquote>
<p>"Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации" (Источник: Жилищный кодекс Российской Федерации, Статья 162)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Ответственность за неправильное начисление</h4>
<blockquote>
<p>"В случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить" (Источник: Постановление Правительства РФ №354, пункт 155(1))</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="1">1. Правомерность отказа Минздрава</h4>
<p>Отказ Минздрава в перерасчете является <strong>неправомерным</strong>. Закон не устанавливает обязательного требования о предоставлении именно оригинала акта поверки, если факт поверки подтверждается иными способами, в том числе данными в системе ресурсоснабжающей организации.</p>
<h4 id="2">2. Рекомендуемые действия</h4>
<p><strong>Шаг 1: Официальное обращение в Минздрав</strong><br />
- Направьте письменное заявление с требованием о перерасчете<br />
- Приложите скриншоты или официальные выписки из системы Облэнергосбыта, подтверждающие факт поверки<br />
- Ссылайтесь на положения Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"</p>
<p><strong>Шаг 2: Обращение в контролирующие органы</strong><br />
В случае отказа Минздрава:<br />
- Обратитесь в Государственную жилищную инспекцию с жалобой на неправомерные действия управляющей организации<br />
- Направьте обращение в Роспотребнадзор о нарушении ваших прав потребителя</p>
<p><strong>Шаг 3: Судебная защита</strong><br />
При сохранении отказа:<br />
- Подготовьте исковое заявление в суд о взыскании необоснованно начисленных платежей и штрафа в размере 50% от суммы превышения<br />
- В иске укажите на нарушение Минздравом принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав</p>
<h4 id="3">3. Дополнительные рекомендации</h4>
<ul>
<li>Запросите в Облэнергосбыте официальную справку, подтверждающую дату и факт поверки счетчика</li>
<li>Сохраняйте все платежные документы с начислениями по нормативу</li>
<li>Учитывайте, что перерасчет может быть произведен за период не более 3 лет, предшествующих обращению</li>
</ul>
<p>Отсутствие оригинала акта поверки при наличии официального подтверждения факта поверки в системе ресурсоснабжающей организации не может служить основанием для отказа в перерасчете. Рекомендую последовательно реализовать указанные шаги для защиты ваших прав. В случае сложностей с самостоятельной защитой прав целесообразно обратиться к адвокату, специализирующемуся в жилищных спорах.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>