Правомерность отключения электроэнергии за задолженность и процедура уведомления

Вопрос #17863

Создан 29.10.2025 19:43

Бесплатный вопрос
Добрый день. У меня в квартире отключили свет, а там прописан несовершеннолетний ребенок. Газа вообще нет, так что готовлю только на электрической плите. Вопросы такие: 1. Каким образом должно было прийти уведомление? Я в смс ничего не нашел, и в почтовом ящике вроде бы пусто. Должны ли были предупредить как-то иначе, может, через квитанцию или объявление? 2. При отключении, насколько я знаю, должен быть составлен акт, но мне его не дали, вообще ничего не вручали. Это как-то неправильно, наверное? 3. Задолженность у меня за три месяца вышла около 5000 рублей, неужели за такое отключают? Правомерно ли это отключение? И еще: за то, чтобы снова включили, требуют заплатить 2000 рублей, но отключения как бы не было – просто выключили общий рубильник и поставили пломбу, даже не предупредили нормально.
A
<h2 id="_1">Отключение электроэнергии в квартире с несовершеннолетним ребенком</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании предоставленной информации проанализирую правомерность отключения электроэнергии в вашей ситуации.</p> <h4 id="_3">Порядок уведомления о планируемом отключении</h4> <p>Согласно действующему законодательству, отключение электроэнергии за долги должно производиться с обязательным предварительным уведомлением:</p> <blockquote> <p>"Исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено" (Источник: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункт 119)</p> <p>"Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голозовой информации по сети фиксированной телефонной связи" (Источник: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункт 119)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Составление акта об отключении</h4> <p>При отключении электроэнергии обязательно составляется акт:</p> <blockquote> <p>"При приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан составить акт о приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги, в котором указываются дата и время приостановления или ограничения, основания для таких действий, а также разъяснения о порядке устранения нарушений. Указанный акт должен быть вручен потребителю под расписку или направлен ему иным способом, предусмотренным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в день приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги" (Источник: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, статья 118)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Достаточность задолженности для отключения</h4> <blockquote> <p>"Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги" (Источник: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункт 118)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Правомерность требования оплаты за повторное подключение</h4> <blockquote> <p>"Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности" (Источник: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункт 121(1))</p> </blockquote> <h4 id="_7">Учет особых обстоятельств</h4> <p>Хотя в предоставленном контексте нет прямого запрета на отключение электроэнергии при наличии несовершеннолетних детей, существуют общие гарантии защиты прав ребенка:</p> <blockquote> <p>"Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ, статья 6)</p> </blockquote> <p>Кроме того, действуют ограничения на отключение, которые могут нарушать права других лиц:</p> <blockquote> <p>"Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к: ... б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан" (Источник: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункт 122)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Отключение электроэнергии в вашем случае является неправомерным</strong>, поскольку:<br /> - Не было направлено предварительное уведомление за 20 дней<br /> - Не составлен и не вручен акт об отключении<br /> - Нарушены процедурные требования</p> </li> <li> <p><strong>Требование оплаты 2000 рублей за повторное подключение незаконно</strong>, так как отключение было произведено с нарушениями.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендую следующие действия</strong>:<br /> - Напишите письменную претензию в адрес энергоснабжающей организации с требованием немедленного восстановления подачи электроэнергии без взимания платы<br /> - Укажите на нарушения процедуры отключения (отсутствие уведомления, акта)<br /> - При отсутствии реакции обратитесь в жилищную инспекцию и прокуратуру<br /> - В случае причинения ущерба (испорченные продукты, необходимость питания вне дома) требуйте возмещения убытков<br /> - Рассмотрите возможность обращения в суд для защиты прав ребенка и возмещения морального вреда</p> </li> <li> <p><strong>Для предотвращения подобных ситуаций в будущем</strong> рекомендую погасить задолженность и рассмотреть возможность заключения соглашения о реструктуризации долга.</p> </li> </ol> <p>В сложившейся ситуации целесообразно проконсультироваться с адвокатом для подготовки грамотных процессуальных документов и представительства в суде при необходимости.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

29.10.2025 19:52