<h2 id="_1">Возврат бракованного крупногабаритного товара (холодильника), купленного через интернет: обязанности продавца по обратной доставке</h2>
<h3 id="_2">Анализ вашей ситуации</h3>
<p>Вы приобрели холодильник (крупногабаритный товар) дистанционным способом с бесплатной доставкой. После получения обнаружился производственный брак. Вы правомерно требуете возврата уплаченной суммы. Продавец неправомерно возлагает на вас обязанность самостоятельно организовать и оплатить обратную доставку, обещая возместить расходы лишь после получения товара.</p>
<h3 id="_3">Применимые нормы закона</h3>
<p>Ключевое значение для решения вашего вопроса имеет статья 18 Закона РФ "О защите прав потребителей". В вашем случае речь идет о возврате товара ненадлежащего качества, а не об отказе от качественного товара.</p>
<p><strong>Обязанность продавца по доставке товара:</strong></p>
<blockquote>
<p>"Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 18, пункт 7)</p>
</blockquote>
<p>Эта норма является императивной (обязательной) и не оставляет продавцу выбора. Поскольку холодильник, безусловно, является крупногабаритным товаром и весит более 5 кг, <strong>организация и оплата его вывоза лежит исключительно на продавце</strong>.</p>
<p><strong>Право потребителя доставить товар самостоятельно:</strong></p>
<p>В той же норме указано:</p>
<blockquote>
<p>"В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 18, пункт 7)</p>
</blockquote>
<p>Это означает следующее:<br />
1. <strong>Самостоятельная доставка — это ваше право, а не обязанность.</strong> Вы можете ей воспользоваться, если продавец не исполняет свою обязанность по вывозу.<br />
2. <strong>Возмещение расходов происходит после их фактического несения.</strong> Однако в вашем случае продавец изначально отказывается исполнять закон, что уже является нарушением.<br />
3. Продавец не может поставить условие, что вы сначала должны все организовать и оплатить. Его обязанность — организовать вывоз.</p>
<h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Продавец нарушает закон.</strong> Его требование о том, что вы должны самостоятельно и за свой счет организовать вывоз бракованного холодильника, является незаконным и ущемляет ваши права как потребителя. Он пытается переложить на вас свои законные обязанности и финансовые риски.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Ваши дальнейшие действия:</strong></p>
<ul>
<li><strong>Направьте продавцу письменную претензию</strong> (желательно с уведомлением о вручении или ценным письмом с описью вложения). В претензии:<ul>
<li>Укажите обстоятельства покупки (дата, товар, дефект).</li>
<li>Сошлитесь на свое требование о возврате денег за некачественный товар на основании статьи 18 Закона "О защите прав потребителей".</li>
<li>Четко потребуйте, чтобы продавец в течение 10 дней (срок по ст. 22 Закона) не только вернул вам деньги, но и <strong>самостоятельно, за свой счет организовал вывоз бракованного холодильника</strong> из вашего дома, сославшись на статью 18 (п. 7) того же закона.</li>
<li>Предупредите, что в случае неисполнения законных требований вы будете вынуждены обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы и суд с требованием о взыскании также неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.</li>
</ul>
</li>
</ul>
</li>
<li>
<p><strong>В случае бездействия продавца:</strong></p>
<ul>
<li>Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор по месту нахождения продавца.</li>
<li>Вы вправе обратиться в суд. Потребители по таким спорам освобождаются от уплаты государственной пошлины. В иске можно потребовать не только возврата стоимости товара, но и неустойки за просрочку удовлетворения требования, штрафа в размере 50% от присужденной суммы, а также возмещения всех понесенных убытков и компенсации морального вреда.</li>
</ul>
</li>
</ol>
<p><strong>Итог:</strong> Продавец обязан забрать бракованный холодильник за свой счет. Вы не должны искать транспорт и грузчиков. Настаивайте на своем праве в письменной претензии. Если продавец продолжает уклоняться, не бойтесь обращаться за помощью в Роспотребнадзор или к адвокату для подготовки иска в суд.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
04.12.2025 05:00