Кто обязан ограждать водонапорную башню и риски отключения водоснабжения в сельской местности

Вопрос #27544

Создан 02.12.2025 19:12

Бесплатный вопрос
Добрый день. Мои родители живут в маленьком селе, в одном из регионов России. На собрании сельчан им сообщили, что до 2026 года нужно поставить ограждение вокруг водонапорной башни, иначе прокуратура может отключить всё село от воды. Местная администрация говорит, что можно сделать это через инициативные проекты или по самообложению, но у нас деревушка небольшая, денег на такие работы точно не хватит. Хотелось бы разобраться поподробнее: правда ли, что если башню не оградить, то воду отключат? Кто должен этим заниматься по закону – сами жители или администрация? И если люди исправно платят за воду по квитанциям, почему ещё требуют дополнительные траты на ограждение? Спасибо, буду благодарна за разъяснение.
A
<h2 id="_1">Обязанность по ограждению водонапорной башни и возможные последствия для водоснабжения села</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На собрании жителям сообщили о требовании оборудовать ограждение вокруг водонапорной башни до 2026 года, угрожая возможным отключением водоснабжения всего села в случае неисполнения. Администрация предлагает жителям финансировать работы через механизмы инициативных проектов или самообложения. Возникают вопросы о законности требования, распределении обязанностей и правомерности дополнительных платежей.</p> <h3 id="_3">Применимые нормы права</h3> <h4 id="1">1. Кто отвечает за организацию водоснабжения и содержание объектов?</h4> <p>Согласно законодательству, организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения.</p> <blockquote> <p>"К вопросам местного значения городского поселения относятся: ... 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;" (Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 14)</p> </blockquote> <p>Для сельских поселений данные вопросы могут решаться органами местного самоуправления муниципального района.</p> <blockquote> <p>"Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов." (Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 14)</p> </blockquote> <p>Конкретные полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения включают организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств.</p> <blockquote> <p>"К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;" (Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 6)</p> </blockquote> <p>Таким образом, общая организация водоснабжения и обеспечение функционирования системы — обязанность органов местного самоуправления (администрации).</p> <h4 id="2">2. Кто обязан содержать и эксплуатировать объекты водоснабжения?</h4> <p>Обязанность по эксплуатации централизованных систем водоснабжения лежит на организации, осуществляющей водоснабжение.</p> <blockquote> <p>"Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона." (Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 8)</p> </blockquote> <p>Граница ответственности за эксплуатацию конкретных объектов определяется актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.</p> <blockquote> <p>"Указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается: а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; б) в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения." (Источник: Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения...", пункт 31(1))</p> </blockquote> <p>Если водонапорная башня является частью централизованной системы и принадлежит муниципалитету или организации-поставщику, то обязанность по ее содержанию, включая мероприятия по обеспечению безопасности и соответствия требованиям, лежит на них. Жители (абоненты) обычно несут ответственность только за сети и оборудование в границах своего земельного участка или дома.</p> <h4 id="3">3. Требования к эксплуатации объектов водоснабжения и возможные санкции</h4> <p>Закон устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации сооружений, которые должны обеспечивать безопасные условия.</p> <blockquote> <p>"При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации." (Источник: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 24)</p> </blockquote> <p>Надзорные органы (Роспотребнадзор) вправе выдавать предписания об устранении нарушений.</p> <blockquote> <p>"При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;" (Источник: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 50)</p> </blockquote> <p>В случае выявления нарушений, создающих угрозу, должностные лица вправе приостановить эксплуатацию.</p> <blockquote> <p>"Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила." (Источник: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 24)</p> </blockquote> <p>Однако организация, осуществляющая водоснабжение, может временно прекратить или ограничить подачу воды только по строго определенным основаниям, таким как авария, существенное ухудшение качества воды, необходимость увеличения подачи к местам пожаров, сброс запрещенных веществ, а также <strong>на основании предписания надзорного органа</strong>.</p> <blockquote> <p>"Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: ... 1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии... 2) из-за существенного ухудшения качества воды... 3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; 4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу..." (Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 21)<br /> "Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение... в следующих случаях: 1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор... о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды... требованиям законодательства Российской Федерации;" (Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 21)</p> </blockquote> <p>Таким образом, отключение водоснабжения всего села возможно <strong>только если надзорный орган (Роспотребнадзор) выдал официальное предписание</strong> о необходимости проведения конкретных мероприятий (например, устройства ограждения) для обеспечения безопасности, и эти мероприятия не были выполнены в установленный срок. Само по себе отсутствие ограждения не является автоматическим основанием для отключения.</p> <h4 id="4">4. Финансирование содержания объектов и дополнительные платежи с граждан</h4> <p>Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения (к которым относится водоснабжение), исполняются за счет средств местных бюджетов.</p> <blockquote> <p>"Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации)." (Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 18)</p> </blockquote> <p>Тарифы на водоснабжение регулируются и являются исчерпывающей платой за услугу.</p> <blockquote> <p>"Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения... является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат." (Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 31)</p> </blockquote> <p><strong>Инициативные проекты и самообложение</strong> — это добровольные механизмы привлечения средств граждан на решение конкретных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления <strong>не могут принуждать</strong> граждан к участию в них. Эти механизмы должны реализовываться в строгом соответствии с законодательством, предполагая инициативу снизу и добровольное решение жителей.</p> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Кто должен заниматься ограждением башни?</strong> В первую очередь — орган местного самоуправления (администрация) или организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, на балансе или в зоне эксплуатационной ответственности которой находится этот объект. Требовать от жителей самостоятельно финансировать эти работы администрация может только в рамках <strong>добровольных</strong> механизмов (инициативные проекты, самообложение).</p> </li> <li> <p><strong>Могут ли отключить воду, если ограждение не поставлено?</strong> Прямое и безусловное отключение всего села маловероятно. Для этого надзорный орган (Роспотребнадзор) должен:</p> <ul> <li>Выявить конкретное нарушение санитарных правил, связанное с отсутствием ограждения (например, угроза загрязнения воды или опасность для людей).</li> <li>Выдать официальное предписание собственнику/эксплуатанту объекта с требованием устранить нарушение в установленный срок.</li> <li>Если предписание не исполнено, возможно вынесение постановления о приостановке эксплуатации объекта, что может привести к прекращению водоснабжения. Однако это крайняя мера.</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Почему требуют дополнительные траты, если плата по квитанциям вносится?</strong> Оплата по квитанциям — это плата за потребленный ресурс (воду) и ее подачу. Капитальные расходы на приведение объектов инфраструктуры в соответствие с требованиями (ремонт, модернизация, ограждение) должны финансироваться из других источников: бюджета муниципалитета, инвестиционных или производственных программ организации-поставщика, субсидий. Сбор дополнительных средств с жителей сверх тарифа может быть правомерен <strong>только на добровольной основе</strong>.</p> </li> </ol> <h4 id="_5">Конкретные рекомендации жителям:</h4> <ol> <li> <p><strong>Запросите официальные документы:</strong> Обратитесь в администрацию с письменным запросом, чтобы получить копии:</p> <ul> <li>Предписания надзорного органа (Роспотребнадзора) с требованием устройства ограждения.</li> <li>Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на водонапорную башню.</li> <li>Технического задания или обоснования необходимости именно таких работ.</li> <li>Расчетов сметной стоимости работ.<br /> Без этих документов заявления администрации носят характер устных угроз.</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Уточните статус объекта:</strong> Выясните, на чьем балансе числится башня (муниципальная собственность, собственность ресурсоснабжающей организации) и кто является эксплуатантом. От этого зависит, кто несет расходы.</p> </li> <li> <p><strong>Участие в инициативных проектах — ваше право, а не обязанность.</strong> Если администрация предлагает этот путь, она обязана подробно разъяснить процедуру, которая предполагает коллективное обсуждение, принятие решения большинством голосов на сходе граждан и добровольный характер сбора средств. Вы вправе отказаться от участия.</p> </li> <li> <p><strong>В случае давления или неправомерных угроз</strong> обратитесь с жалобой в надзорные органы:</p> <ul> <li>В прокуратуру района — для проверки законности действий местной администрации.</li> <li>В Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ — за разъяснением санитарных требований к водонапорным башням и подтверждением факта выдачи предписания.</li> <li>В региональное министерство жилищно-коммунального хозяйства (или аналогичный орган) — по вопросам регулирования тарифов и обязанностей ресурсоснабжающих организаций.</li> </ul> </li> </ol> <p><strong>Резюме:</strong> Требование об ограждении водонапорной башни может быть обоснованным с точки зрения санитарных норм безопасности. Однако обязанность по его выполнению и финансированию лежит в первую очередь на собственнике/эксплуатанте объекта (администрации или организации ВКХ), а не на жителях. Угроза отключения воды является упрощенной и, скорее всего, используется как метод давления. Жителям следует действовать через официальные запросы и, при необходимости, жалобы в контролирующие органы.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

02.12.2025 19:22