Возможность привлечь застройщика или управляющую компанию к ремонту стен после истечения гарантии в новостройке

Вопрос #27484

Создан 02.12.2025 16:01

Бесплатный вопрос
Привет! Купил квартиру в новостройке в одном из городов в 2024 году, по договору купли-продажи с отделкой от строительной фирмы. После того как получил ключи, просто покрасил обои, которые были от застройщика, и стены в ванной, больше ничего не трогал. Где-то через год начали появляться трещины на стенах, особенно в ванной – большие трещины, стены как-то деформировались, штукатурка отслаивается и чуть ли не отваливается, в остальных комнатах и коридоре стены тоже искривились, но пока обои держат штукатурку. Когда позвонил в их гарантийный отдел, мне сказали, что по договору гарантия всего один год, так что теперь сам должен все восстанавливать. Но я слышал, что если недостатки скрытые и появились позже, то можно что-то сделать, даже после гарантии. В договоре есть пункт про гарантийный срок, но неясно, относится ли это к таким серьезным дефектам. Как быть в этой ситуации? Есть ли шанс как-то обязать застройщика или компанию, которая управляет домом, отремонтировать стены, или нужно судиться? Может, есть какие-то законы про скрытые недостатки в новостройках?
A
<h2 id="_1">Ответственность застройщика за дефекты в квартире после истечения гарантийного срока</h2> <p>В вашей ситуации отказ застройщика, ссылающегося на окончание однолетнего гарантийного срока, не является окончательным и законным. Серьёзные дефекты, такие как трещины и деформация стен, с высокой долей вероятности относятся к скрытым и, возможно, существенным недостаткам, за которые застройщик продолжает нести ответственность и после истечения гарантии.</p> <h3 id="_2">Анализ вашей ситуации</h3> <p>Вы приобрели квартиру с отделкой для личных, семейных нужд, что автоматически делает вас потребителем, и на ваши отношения с застройщиком распространяется не только договор, но и специальное законодательство о защите прав потребителей. Дефекты (трещины, деформация стен, отслаивание штукатурки) проявились примерно через год после покупки, то есть по истечении установленного договором гарантийного срока. Однако характер этих дефектов указывает на то, что их причины (например, нарушения технологии строительства, усадка фундамента) возникли до момента передачи вам квартиры, то есть они являются <strong>скрытыми недостатками</strong>. Ваши действия (покраска обоев и стен) являются косметическим ремонтом и не могли стать причиной таких серьёзных конструктивных проблем.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <p>В вашем случае ключевое значение имеют нормы, регулирующие ответственность продавца (застройщика) за недостатки товара (квартиры), обнаруженные после истечения гарантийного срока.</p> <ol> <li> <p><strong>Право на предъявление требований после окончания гарантии.</strong> Закон прямо устанавливает, что окончание гарантийного срока не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении ваших требований.<br /> &gt;"В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, <strong>если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента</strong>." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 19, пункт 5).</p> <p>Аналогичное правило содержится в Гражданском кодексе РФ:</p> <blockquote> <p>"В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, <strong>если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента</strong>." (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 477, пункт 5).</p> </blockquote> <p>Поскольку гарантия по вашему договору — один год, а недостатки обнаружены в пределах двух лет со дня передачи квартиры, вы имеете право требовать их устранения, возмещения расходов или уменьшения цены, <strong>предоставив доказательства их "допередачного" происхождения</strong>.</p> </li> <li> <p><strong>Особые сроки для недвижимого имущества.</strong> Для работ (услуг), связанных с недвижимостью, закон устанавливает более длительные сроки для предъявления требований.<br /> &gt;"Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) <strong>или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе</strong>." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 29, пункт 3).</p> <p>Это означает, что для существенных конструктивных элементов квартиры срок для заявления о недостатках может составлять до пяти лет.</p> </li> <li> <p><strong>Права потребителя при обнаружении недостатков.</strong> В случае подтверждения, что недостатки возникли по вине застройщика, вы вправе выбрать одно из следующих требований:</p> <ul> <li>Безвозмездного устранения недостатков;</li> <li>Соразмерного уменьшения покупной цены;</li> <li>Возмещения своих расходов на устранение недостатков.<br /> (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 18, пункт 1; Гражданский кодекс РФ, статья 475, пункт 1).</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Ответственность за существенные недостатки.</strong> Если недостатки будут признаны существенными (например, неустранимыми, требующими несоразмерных затрат на исправление или угрожающими безопасности), ваши права расширяются. Вы можете требовать безвозмездного устранения такого недостатка даже по истечении двухлетнего срока, в пределах срока службы объекта или 10 лет, если срок службы не установлен.<br /> &gt;"В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю... требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю... <strong>Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы</strong>." (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 19, пункт 6).</p> </li> </ol> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Шансы есть.</strong> У вас есть серьезные правовые основания для предъявления требований к застройщику, несмотря на истечение однолетнего гарантийного срока. Ключевым условием является доказательство того, что трещины и деформация вызваны причинами, существовавшими до передачи вам квартиры.</p> </li> <li> <p><strong>Действуйте поэтапно:</strong></p> <ul> <li><strong>Шаг 1: Документирование.</strong> Подробно сфотографируйте все трещины и деформации. Составьте письменное описание дефектов с указанием дат их обнаружения.</li> <li><strong>Шаг 2: Досудебная претензия.</strong> Направьте застройщику <strong>письменную претензию</strong> (заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения). В претензии сошлитесь на приведенные выше нормы закона, опишите дефекты, потребуйте их безвозмездного устранения в разумный срок (например, 30 дней) или возмещения ваших расходов на ремонт. Укажите, что в случае отказа или бездействия вы будете вынуждены обратиться в суд и потребовать также компенсации морального вреда и штрафа в размере 50% от присужденной суммы (ст. 13, 15 ЗоЗПП).</li> <li><strong>Шаг 3: Независимая экспертиза.</strong> Если застройщик откажется или будет затягивать, закажите за свой счет <strong>строительно-техническую экспертизу</strong>. Цель экспертизы — установить характер дефектов, причины их возникновения и стоимость устранения. Заключение эксперта станет главным доказательством в суде. Позже эти расходы можно будет взыскать с застройщика.</li> <li><strong>Шаг 4: Обращение в суд.</strong> Если претензия не будет удовлетворена в добровольном порядке, обращайтесь в суд с иском к застройщику. Как потребитель вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины (ст. 17 ЗоЗПП) и можете выбрать удобный для вас суд (по своему месту жительства).</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Ответственность управляющей компании (УК).</strong> В данной ситуации ответственность УК не при чем. УК отвечает за содержание общего имущества дома (крыша, подъезды, коммуникации), но не за строительные дефекты внутри вашей квартиры, возникшие по вине застройщика. Ваш контрагент — именно застройщик.</p> </li> </ol> <p><strong>Итог:</strong> Не соглашайтесь с отказом застройщика. Начинайте с подготовки доказательств и направления официальной претензии. Для грамотного составления документов и представления ваших интересов в суде настоятельно рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на защите прав потребителей в сфере долевого строительства.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

02.12.2025 16:08