Право требовать акт о пломбе счетчика и перерасчет платы за воду после истечения срока эксплуатации

Вопрос #25796

Создан 26.11.2025 20:10

Бесплатный вопрос
У меня в квартире закончился шестилетний срок службы счетчика холодной воды, я про это совсем позабыл, и два года там ни кто не жил. За это время начислили оплату по нормативу, а не по реальным показаниям, видно из приходных ордеров. Могу ли я сейчас потребовать, чтобы составили Акт о состоянии пломбы и зафиксировали показания счетчика, и после проведения проверки, настаивать на перерасчете, чтобы платить по факту потребления, а не по тарифу? При этом пломба вроде целая, и счетчик работает, но не поверен.
A
<h2 id="_1">Перерасчет платы за воду при истекшем сроке службы счетчика</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы столкнулись с ситуацией, когда счетчик холодной воды не прошел поверку в течение 6 лет, а помещение не использовалось для проживания в течение 2 лет. При этом начисления производились по нормативу, а не по показаниям прибора учета.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Статус неповеренного счетчика</h4> <blockquote> <p>"Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: ... д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета" (Источник: Правила предоставления коммунальных услуг, пункт 81(12))</p> <p>"Если истек срок эксплуатации прибора учета или межповерочный интервал, то до проведения поверки или замены прибора учета расчет размера платы осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента" (Источник: Правила предоставления коммунальных услуг, пункт 59)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Порядок начисления платы при неисправном счетчике</h4> <blockquote> <p>"Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг" (Источник: Жилищный кодекс РФ, статья 157 часть 1)</p> <p>"В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события... плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения" (Источник: Правила предоставления коммунальных услуг, пункт 59)</p> <p>"По истечении предельного количества расчетных периодов... плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается... исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5" (Источник: Правила предоставления коммунальных услуг, пункт 60)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Отсутствие проживания как основание для перерасчета</h4> <blockquote> <p>"Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги" (Источник: Жилищный кодекс РФ, статья 155 часть 11)</p> <p>"При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки... осуществляется перерасчет... Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено... либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении... перерасчет не производится" (Источник: Правила предоставления коммунальных услуг, пункт 86)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Требование о составлении Акта о состоянии пломбы</strong> - Вы вправе потребовать составления акта о состоянии пломбы и фиксации показаний счетчика. Исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечить доступ к прибору учета и составить соответствующий акт.</p> </li> <li> <p><strong>Перерасчет платы за период отсутствия</strong> - К сожалению, перерасчет платы за воду в связи с временным отсутствием в помещении при неисправном (неповеренном) счетчике <strong>не предусмотрен законодательством</strong>.</p> </li> <li> <p><strong>Правомерность начислений по нормативу</strong> - Начисления по нормативу с применением повышающего коэффициента в вашей ситуации правомерны, поскольку счетчик считается вышедшим из строя в связи с истечением межповерочного интервала.</p> </li> <li> <p><strong>Дальнейшие действия</strong>:<br /> - Немедленно провести поверку или замену счетчика холодной воды<br /> - После ввода исправного прибора учета в эксплуатацию плата будет начисляться по показаниям<br /> - Проверить, не применялся ли повышающий коэффициент 1,5 сверх установленных 3 месяцев</p> </li> <li> <p><strong>Штрафные санкции к исполнителю</strong> - В случае установления нарушения порядка расчета платы, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, вы вправе требовать штраф в размере 50% величины превышения.</p> </li> </ol> <p>Рекомендую в кратчайшие сроки привести счетчик в соответствие с требованиями законодательства, чтобы избежать дальнейших начислений по нормативу с повышающим коэффициентом.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

26.11.2025 20:15