Гарантийные обязательства при покупке квартиры по ДКП у застройщика и скрытые дефекты

Вопрос #25395

Создан 25.11.2025 17:31

Бесплатный вопрос
Купили квартиру у застройщика по договору купли-продажи, не по ДДУ. После вселения нашли скрытые недостатки: над натяжным потолком проблемы с электрикой, провод не контачит, из-за этого свет не работает в комнате. Еще плесень проступила на стенах, наверное от того, что соседи сверху заливали. В управляющей компании сказали, что не гарантийный случай, т.к. я приобрела квартиру по ДКП, а не по ДДУ. Боюсь, что с плесенью ответят то же самое – «не гарантия». Хотя дом еще на гарантии, с момента ввода в эксплуатацию прошло только год, а гарантийный срок 3 года не истек. Подскажите, действительно ли я как покупатель готовой квартиры по ДКП не могу претендовать на устранение скрытых дефектов по гарантии? И что мне делать, если управляющая компания отказывается?
A
<h2 id="-">Права покупателя при обнаружении скрытых недостатков в квартире, приобретенной по договору купли-продажи</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы приобрели квартиру у застройщика по договору купли-продажи (ДКП) и обнаружили скрытые недостатки: неработающую электропроводку и плесень на стенах. Управляющая компания отказала в устранении, ссылаясь на форму договора. Разберем вашу ситуацию с точки зрения действующего законодательства.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Ответственность продавца за недостатки товара</h4> <blockquote> <p>"Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 476)</p> <p>"В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 476)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Права покупателя при обнаружении недостатков</h4> <blockquote> <p>"Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 475)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Сроки обнаружения недостатков</h4> <blockquote> <p>"Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 477)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Качество товара</h4> <blockquote> <p>"Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 469)</p> <p>"При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 469)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1">1. Форма договора не лишает вас права на устранение недостатков</h4> <p><strong>Важный вывод</strong>: Форма договора (ДКП вместо ДДУ) не лишает вас права требовать устранения скрытых недостатков, которые возникли до передачи квартиры.</p> <p>Застройщик как продавец обязан был передать вам квартиру надлежащего качества. Обнаруженные проблемы с электропроводкой и плесенью являются скрытыми недостатками, которые существовали на момент передачи квартиры.</p> <h4 id="2">2. Ваши дальнейшие действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Направьте письменную претензию застройщику</strong> с требованием устранить выявленные недостатки в разумный срок. Укажите конкретные дефекты и приложите доказательства (фото, видео, акты осмотра).</p> </li> <li> <p><strong>Подготовьте доказательства</strong>, что недостатки возникли до передачи квартиры:<br /> - Заключение специалиста о причинах неисправности электропроводки<br /> - Акт о наличии плесени с указанием вероятных причин ее возникновения<br /> - Документы, подтверждающие, что дом находится на гарантии</p> </li> <li> <p><strong>Если застройщик откажет</strong>, вы вправе:<br /> - Потребовать возмещения расходов на самостоятельное устранение недостатков<br /> - Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены<br /> - Обратиться в суд с иском к застройщику</p> </li> </ol> <h4 id="3">3. Отдельно о плесени</h4> <p>Плесень, вызванная заливом от соседей, может относиться к содержанию общего имущества. В этом случае управляющая компания обязана:</p> <blockquote> <p>"Управляющие организации... отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества" (Источник: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункт 42)</p> </blockquote> <h4 id="4">4. Рекомендации</h4> <ul> <li>Соберите все доказательства наличия недостатков и их характера</li> <li>Направьте официальные претензии и застройщику, и управляющей компании</li> <li>При отказе в добровольном порядке обращайтесь в суд</li> <li>Рассмотрите возможность обращения к адвокату, специализирующемуся на жилищных спорах</li> </ul> <p>Помните, что закон защищает ваши права как покупателя независимо от формы договора, если вы сможете доказать, что недостатки возникли до передачи вам квартиры.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

25.11.2025 17:35