Забои на стороне поставщика услуг канализации после упразднённых ревизионных колодцев в МКД ТСЖ

Вопрос #18399

Создан 31.10.2025 12:19

Бесплатный вопрос
У нас многоквартирный дом в составе ТСЖ, по капремонту несколько лет назад заменили всю канализацию в доме и выводы до бывших ревизионных колодцев, которые тогда убрали. Поставщик услуг по канализации - банкрот, каналопромывочная машина неисправна и ремонтировать не на что, и кроме КНС другой техники нет. Возникли забои на стороне поставщика услуг после бывших ревизионных колодцев и между принимающими с подъездных стояков колодцев. Поставщик услуг ничего не делает. ТСЖ открыло ревизии и вся канализация льется в подвал, уже есть затопление и угроза санитарным нормам. Муниципалитет сделать ничего не может, отписываются что не их зона ответственности. 1. Что делать в такой ситуации, куда обращаться и какие документы собирать? 2. Существует ли механизм при котором собтственники МКД могли бы заменить НЕ пренадлежащее им но обслуживающее их оборудование канализации, может через суд или какие-то программы?
A
<h2 id="_1">Ликвидация аварии на канализационных сетях за пределами многоквартирного дома</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Сложившаяся ситуация характеризуется следующими ключевыми проблемами:<br /> - Засоры возникли на канализационных сетях после бывших ревизионных колодцев, то есть за пределами общего имущества МКД<br /> - Поставщик услуг признан банкротом и не выполняет обязательства<br /> - Затопление подвала канализационными стоками создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию<br /> - Муниципалитет уклоняется от решения проблемы</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Ответственность органов местного самоуправления</h4> <blockquote> <p>"организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;" (Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 14, пункт 4 части 1)</p> <p>"К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;" (Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 6, пункт 1)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Санитарные требования и ответственность</h4> <blockquote> <p>"За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации." (Источник: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 55)</p> <p>"Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившим вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации." (Источник: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статья 57)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Границы ответственности за канализационные сети</h4> <blockquote> <p>"В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе." (Источник: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункт 5)</p> <p>"Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетей связи, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом." (Источник: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункт 8)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Рекомендации и порядок действий</h3> <h4 id="1">1. Немедленные действия</h4> <p><strong>Обращение в надзорные органы:</strong><br /> - Подача заявления в Роспотребнадзор о нарушении санитарных норм с требованием проведения проверки<br /> - Обращение в Государственную жилищную инспекцию о бездействии органов местного самоуправления<br /> - Уведомление прокуратуры о создании угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию</p> <p><strong>Документирование нарушений:</strong><br /> - Составление акта о затоплении подвала с участием представителей ТСЖ, свидетелей<br /> - Фото- и видеофиксация последствий аварии<br /> - Получение заключения о санитарном состоянии помещений</p> <h4 id="2">2. Административные обращения</h4> <p><strong>В адрес органов местного самоуправления:</strong><br /> - Письменное требование о немедленном устранении аварии со ссылкой на их обязанности по организации водоотведения<br /> - Уведомление о необходимости определения гарантирующей организации для接管 функций банкротящегося поставщика</p> <p><strong>В адрес ресурсоснабжающей организации:</strong><br /> - Требование о проведении аварийных работ с последующим взысканием расходов в судебном порядке</p> <h4 id="3">3. Судебная защита</h4> <p><strong>Исковые требования:</strong><br /> - Обязать органы местного самоуправления устранить аварию и восстановить работу канализационных сетей<br /> - Взыскать убытки, причиненные затоплением подвала<br /> - Признать бездействие органов местного самоуправления незаконным</p> <h4 id="4">4. Механизмы принудительного ремонта</h4> <p>ТСЖ может самостоятельно выполнить аварийные работы на не принадлежащих ему сетях в исключительных случаях при наличии угрозы жизни и здоровью граждан, с последующим взысканием понесенных расходов с ответственных лиц.</p> <h3 id="_8">Необходимые документы</h3> <ol> <li>Акт о затоплении подвала канализационными стоками</li> <li>Фото- и видеоматериалы, подтверждающие масштабы аварии</li> <li>Заключение о санитарном состоянии помещений</li> <li>Копии обращений в муниципалитет и их ответы</li> <li>Документы, подтверждающие банкротство поставщика услуг</li> <li>Техническая документация с определением границ ответственности</li> <li>Расчет убытков, причиненных затоплением</li> </ol> <h3 id="_9">Выводы</h3> <ol> <li>Органы местного самоуправления несут прямую ответственность за организацию водоотведения на своей территории и обязаны принять меры по ликвидации аварии.</li> <li>Банкротство поставщика услуг не освобождает муниципалитет от обязанности обеспечить функционирование коммунальной инфраструктуры.</li> <li>ТСЖ вправе требовать немедленного устранения аварии через суд и взыскания всех причиненных убытков.</li> <li>В исключительных случаях допустимо проведение работ силами ТСЖ с последующим возмещением расходов.</li> </ol> <p>Рекомендуется незамедлительно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся в области жилищного и коммунального права, для подготовки процессуальных документов и представительства в суде.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

31.10.2025 12:27