Споры по установке домофона в подъезде и требования обслуживающей компании к жильцам

Вопрос #11551

Создан 11.10.2025 08:14

Бесплатный вопрос
Здравствуйте! Ситуация такая... В нашем подъезде поставили домофон, его обслуживает некая компания, а часть жильцов против этого. Управляющая компания нашего дома говорит, что к домофону не имеет никакого отношения. У некоторых жильцов отключили трубки, договоры на обслуживание с этой компанией никто не подписывал. При этом постоянно приходят квитанции с оплатой за обслуживание и начисляют задолженность. Когда один из жильцов спросил о том, было ли решение общего собрания по установке домофона, компания ответила, что даст ответ только после того, как ей предоставят документы, подтверждающие право собственности на квартиру. Законно ли это требование? И должна ли компания отвечать на вопросы жильцов без таких дополнительных документов?
A
<h2 id="_1">Незаконная установка домофона и неправомерные требования обслуживающей компании</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>В вашей ситуации имеется несколько нарушений со стороны обслуживающей компании домофона и, возможно, управляющей компании.</p> <h4 id="_3">Требование документов о праве собственности</h4> <p><strong>Неправомерно!</strong> Обслуживающая компания не имеет права требовать документы, подтверждающие право собственности на квартиру, для ответа на вопросы жильцов.</p> <blockquote> <p>"Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 8)</p> <p>"Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 10)</p> </blockquote> <p>Компания обязана предоставлять информацию без дополнительных условий, так как оказание услуг домофона относится к сфере регулирования Закона "О защите прав потребителей".</p> <h4 id="_4">Законность установки домофона</h4> <p><strong>Установка домофона без решения общего собрания собственников - незаконна!</strong></p> <blockquote> <p>"Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 246)</p> <p>"Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 247)</p> <p>"принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" (Источник: Жилищный кодекс РФ, статья 44)</p> </blockquote> <p>Домофон устанавливается на общем имуществе собственников (подъезд), поэтому требуется решение общего собрания.</p> <h4 id="_5">Правомерность отключения трубок и начисления платы</h4> <p><strong>Неправомерно!</strong> Без заключенного договора обслуживания компания не имеет права:</p> <blockquote> <p>"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 779)</p> <p>"Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем" (Источник: Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 37)</p> </blockquote> <p>Отсутствие договора означает отсутствие обязательств по оплате.</p> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_7">Немедленные действия:</h4> <ol> <li> <p><strong>Требуйте информацию без предоставления документов</strong> - ссылайтесь на статью 8 Закона "О защите прав потребителей"</p> </li> <li> <p><strong>Запросите протокол общего собрания</strong> о принятии решения об установке домофона - если его нет, установка незаконна</p> </li> <li> <p><strong>Направьте письменную претензию</strong> обслуживающей компании с требованием:<br /> - Прекратить незаконное начисление платежей<br /> - Восстановить работу домофонных трубок<br /> - Предоставить информацию о законных основаниях установки домофона</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь в Управляющую компанию</strong> с требованием разъяснить их позицию, поскольку домофон является частью общего имущества:</p> </li> </ol> <blockquote> <p>"механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения" (Источник: Постановление Правительства РФ №491, пункт 2)</p> </blockquote> <h4 id="_8">Дальнейшие шаги при отсутствии реакции:</h4> <ol> <li><strong>Обращение в Роспотребнадзор</strong> - за нарушение прав потребителей</li> <li><strong>Жалоба в Государственную жилищную инспекцию</strong> - за нарушение жилищного законодательства</li> <li><strong>Обращение в прокуратуру</strong> - за самоуправство</li> <li><strong>Судебная защита</strong> - можно требовать признания установки домофона незаконной, прекращения начислений и возмещения убытков</li> </ol> <p>Рекомендую объединиться с другими жильцами, не согласными с установкой домофона, для коллективных действий. При серьезных нарушениях целесообразно обратиться за помощью к адвокату.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

11.10.2025 08:20