Законность доначисления налогов при отсутствии трудовых договоров с водителями таксопарка

Вопрос #8801

Создан 01.10.2025 19:21

Бесплатный вопрос
Я управляю таксопарком, который работает с одним из популярных агрегаторов такси. Налоговая инспекция требует доначислить налоги с доходов, которые водители получают от выполнения заказов. Я исправно плачу все налоги со своего агентского вознаграждения в полном объёме, как и положено. У меня нет трудовых договоров с водителями, все они используют свои личные автомобили для работы, и наши отношения строятся на устных договорённостях или простых соглашениях. Налоговая настаивает, что я должен выступать налоговым агентом и удерживать НДФЛ с выплат водителям, ссылаясь на то, что доходы проходят через мой таксопарк. Законно ли это, учитывая, что официально трудовые отношения не зафиксированы, водители самостоятельны в своей деятельности, и я не контролирую их график или методы работы?
A
<h2 id="_1">Налоговые обязательства таксопарка при работе с водителями на основе устных договорённостей</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании представленной информации, таксопарк сотрудничает с водителями на основе устных договорённостей или простых соглашений, при этом водители используют личные автомобили и самостоятельны в своей деятельности. Налоговая инспекция требует доначислить НДФЛ с выплат водителям, считая таксопарк налоговым агентом.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Статус налогового агента</h4> <blockquote> <p>"Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения или постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы... обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога" (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 226)</p> <p>"Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации" (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 24)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Характер взаимоотношений с водителями</h4> <blockquote> <p>"Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции... в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка" (Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 15)</p> <p>"Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 159)</p> <p>"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги... а заказчик обязуется оплатить эти услуги" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 779)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Обязанности самозанятых лиц</h4> <blockquote> <p>"Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности" самостоятельно исчисляют и уплачивают налог (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 227)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1">1. О статусе налогового агента</h4> <p>На основании представленных фактов (водители используют личные автомобили, самостоятельны в деятельности, отсутствует трудовой контроль), отношения с водителями с большей вероятностью носят гражданско-правовой, а не трудовой характер. В такой ситуации налоговым агентом по НДФЛ является таксопарк только если он выступает <strong>источником дохода</strong>.</p> <h4 id="2">2. Ключевой аргумент для налоговой</h4> <p>Основной довод против требований налоговой инспекции заключается в том, что таксопарк не является источником дохода для водителей, а лишь перераспределяет средства, полученные от агрегатора такси. Фактическим источником дохода является агрегатор, а таксопарк выполняет посреднические функции.</p> <h4 id="3">3. Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Подготовить доказательства гражданско-правового характера отношений</strong>: <br /> - Отсутствие графика работы<br /> - Самостоятельность водителей в организации труда<br /> - Использование личного имущества<br /> - Отсутствие подчинения внутреннему распорядку</p> </li> <li> <p><strong>Оформить письменные гражданско-правовые договоры</strong> с водителями, четко определяющие их статус как самостоятельных исполнителей.</p> </li> <li> <p><strong>Обжаловать требования налоговой инспекции</strong>, представив доказательства того, что:<br /> - Водители являются самостоятельными исполнителями<br /> - Таксопарк не контролирует их рабочее время и методы работы<br /> - Доход формируется от агрегатора, а таксопарк получает лишь агентское вознаграждение</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендовать водителям зарегистрироваться в качестве самозанятых</strong> или индивидуальных предпринимателей для легализации своих доходов.</p> </li> </ol> <h4 id="4">4. Риски</h4> <p>При сохранении текущей схемы работы существует риск, что налоговый орган или суд могут переквалифицировать отношения в трудовые, особенно при наличии признаков трудовых отношений (контроль графика, подчинение правилам, регулярность выплат).</p> <p><strong>Рекомендуется проконсультироваться с адвокатом</strong>, специализирующимся на налоговом и трудовом праве, для разработки оптимальной схемы работы и защиты позиции при налоговых спорах.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

01.10.2025 19:27