Законность хранения и обработки данных из ФНС с согласия пользователя

Вопрос #25681

Создан 26.11.2025 14:54

Бесплатный вопрос
Возможно ли вообще хранить, анализировать и обрабатывать данные, которые получены из Федеральной налоговой службы, например всякие позиции из кассовых чеков, в какой-то системе, если пользователь на это согласился? Пользователь сам предоставляет чек, чтобы получить какую-то дополнительную информацию из ФНС, типа проверки или чего-то такого. В условиях использования говорится, что данные можно применять только для определенных целей, ну там визуализация функционала, получение электронных чеков, их проверка и подача жалоб на нарушения, и все это безвозмездно, не для коммерции. Но вот интересно, а если я хочу эти данные еще и хранить долго, или анализировать для своих нужд, не нарушая закон о персональных данных? Типа, достаточно ли общего согласия, или нужно что-то особое, учитывая, что это данные из госорганов? Может, есть риски с ФЗ-152 о защите персональных данных, или что-то еще?
A
<h2 id="_1">Обработка данных из кассовых чеков, полученных от ФНС: правовые аспекты</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы рассматриваете возможность долговременного хранения и анализа данных из кассовых чеков, полученных от Федеральной налоговой службы с согласия пользователя, но выходящих за рамки целей, указанных в условиях использования системы.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Кассовые чеки как персональные данные</h4> <blockquote> <p>"персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)" (Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", статья 3)</p> </blockquote> <p>Кассовые чеки содержат информацию, позволяющую идентифицировать физическое лицо (например, фамилию кассира, а в некоторых случаях - данные покупателя), поэтому они подпадают под действие законодательства о персональных данных.</p> <h4 id="_5">Принципы обработки персональных данных</h4> <blockquote> <p>"Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных" (Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", статья 5)</p> <p>"Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных" (Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", статья 5)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Особенности данных от государственных органов</h4> <blockquote> <p>"Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"" (Источник: Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники...", статья 7)</p> <p>"налогоплательщики имеют право: ... 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны" (Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 21)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Требования к согласию на обработку</h4> <blockquote> <p>"Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным" (Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", статья 9)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1">1. Соответствие долговременного хранения заявленным целям</h4> <p>Долговременное хранение и анализ данных для личных нужд, не указанных в условиях использования, не соответствует принципу целевого ограничения обработки персональных данных. Если цели обработки четко ограничены в условиях использования (визуализация, получение чеков, проверка, подача жалоб), то их расширение требует получения нового согласия.</p> <h4 id="2">2. Требования к согласию</h4> <p>Общего согласия пользователя недостаточно для обработки данных в целях, не указанных изначально. Требуется:<br /> - Конкретное согласие с указанием всех целей обработки<br /> - Информирование о составе обрабатываемых данных<br /> - Указание срока действия согласия и способа его отзыва</p> <h4 id="3">3. Особенности данных от ФНС</h4> <p>Данные, полученные от ФНС, могут содержать сведения, составляющие налоговую тайну, что накладывает дополнительные ограничения на их обработку и распространение.</p> <h4 id="4">4. Риски нарушения законодательства</h4> <p>Основные риски включают:<br /> - Нарушение принципа целевого ограничения обработки ПДн<br /> - Несоответствие сроков хранения заявленным целям<br /> - Нарушение требований к содержанию согласия<br /> - Ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение законодательства о персональных данных</p> <h4 id="5">5. Рекомендации</h4> <ol> <li>Получите конкретное информированное согласие пользователя на все планируемые виды обработки данных</li> <li>Четко определите и зафиксируйте цели обработки в документации</li> <li>Установите обоснованные сроки хранения данных в соответствии с целями обработки</li> <li>Обеспечьте возможность пользователя отозвать согласие и удалить данные</li> <li>Реализуйте меры по защите персональных данных в соответствии со ст. 19 ФЗ-152</li> </ol> <p>Для детальной проработки правовых аспектов вашей конкретной ситуации рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на вопросах защиты персональных данных и информационного права.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

26.11.2025 14:59