<h2 id="-">Принудительный перевод онкологических пациентов на телемедицинские консультации в Санкт-Петербурге</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ситуация заключается в том, что онкологические диспансеры Санкт-Петербурга с осени 2024 года переводят пациентов, состоящих на диспансерном учете, на телемедицинские консультации, отказывая в очных приемах. Эти действия обосновываются неопубликованным приказом департамента здравоохранения, который позиционируется как внутренний документ.</p>
<h3 id="_2">Правовой анализ</h3>
<h4 id="_3">Правовой статус приказа и обязательность публикации</h4>
<blockquote>
<p>"С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы." (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 208)</p>
</blockquote>
<p>Критерии отнесения акта к нормативным правовым включают:<br />
- Установление правовых норм (правил поведения)<br />
- Обязательность для неопределенного круга лиц<br />
- Неоднократность применения<br />
- Регулирование прав и обязанностей граждан</p>
<p>Если приказ департамента здравоохранения устанавливает порядок оказания медицинской помощи, затрагивающий права пациентов, он может квалифицироваться как нормативный правовой акт, подлежащий обязательной публикации.</p>
<h4 id="_4">Права пациентов и доступность медицинской помощи</h4>
<blockquote>
<p>"Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; ... 10) применением телемедицинских технологий." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 10)</p>
<p>"Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем: ... 4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени" (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 6)</p>
<p>"Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 11)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Особенности применения телемедицинских технологий</h4>
<blockquote>
<p>"Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях: ... 2) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации)." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 36.2)</p>
<p>"Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации)." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 36.2)</p>
</blockquote>
<p>Законодательство предусматривает применение телемедицинских технологий как дополнительный, а не исключительный способ оказания медицинской помощи, особенно в случаях диспансерного наблюдения онкологических пациентов.</p>
<h4 id="_6">Диспансерное наблюдение</h4>
<blockquote>
<p>"Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, ... в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц" (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 46)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">Правовая оценка ситуации</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Приказ likely является нормативным правовым актом</strong>, поскольку:<br />
- Устанавливает порядок оказания медицинской помощи<br />
- Затрагивает права неопределенного круга пациентов<br />
- Имеет неоднократное применение<br />
- Влияет на реализацию прав граждан на медицинскую помощь</p>
</li>
<li>
<p><strong>Действия диспансеров likely нарушают права пациентов</strong>, поскольку:<br />
- Ограничивают доступ к очной медицинской помощи<br />
- Могут не учитывать медицинские показания для очного приема<br />
- Нарушают принцип приоритета интересов пациента</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_9">Рекомендуемые действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Обращение в департамент здравоохранения</strong> с требованием:<br />
- Предоставить текст приказа для ознакомления<br />
- Обосновать правовой статус приказа как внутреннего документа<br />
- Разъяснить соответствие приказа федеральному законодательству</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обращение в контролирующие органы</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Статья 87)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Судебная защита</strong>:<br />
- Обжалование приказа как нормативного правового акта</p>
<blockquote>
<p>"По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца." (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 211)</p>
</blockquote>
</li>
</ol>
<ul>
<li>Обжалование конкретных отказов в очном приеме<blockquote>
<p>"Гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 5)</p>
</blockquote>
</li>
</ul>
<h4 id="_10">Аргументы для ответа департаменту здравоохранения</h4>
<ol>
<li>Приказ затрагивает права пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь</li>
<li>Телемедицинские технологии не могут полностью заменять очные приемы, особенно при диспансерном наблюдении онкологических пациентов</li>
<li>Принудительный перевод на телемедицинские консультации нарушает принцип приоритета интересов пациента</li>
<li>Документ, устанавливающий порядок оказания медицинской помощи населению, должен быть опубликован</li>
</ol>
<p>Рекомендуется обратиться к адвокату для подготовки полноценной правовой позиции и представительства в суде при необходимости.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
29.09.2025 14:47