Добрый день! Я оплатила через страховую компанию договор на ведение беременности без госпитализации в конце декабря 2024 года. Услуги оказались некачественными, врачи некомпетентны, меня дважды госпитализировали в государственные клиники в другом городе, где назначали необходимые лекарства. Последняя госпитализация была платной. В апреле 2025 года решила расторгнуть услуги со страховой. Оказалось, что у них нет подписанного договора, у меня тоже нет, и я не помню, привозили ли его мне вообще. Страховая настаивает, чтобы я подписала договор задним числом, но я очень не хочу этого делать, просто хочу отказаться от них. Договор формально не заключён, но у меня есть электронные подтверждения оплаты и квитанции, которые я сохранила. Должна ли я что-то подписывать в такой ситуации? Имею ли я право вернуть хотя бы часть денег, например, за вычетом уже оказанных услуг типа анализов и приемов врача, или всё пропало?
<h2 id="_1">Расторжение договора на ведение беременности и возврат денежных средств при отсутствии подписанного договора</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>На основании предоставленной информации, у вас сложились правоотношения со страховой компанией по оказанию услуг по ведению беременности, которые регулируются <strong>Законом о защите прав потребителей</strong> и <strong>Гражданским кодексом РФ</strong>.</p>
<h4 id="_3">Правовые последствия отсутствия подписанного договора</h4>
<p>Фактическое оказание услуг и их оплата свидетельствуют о возникновении договорных отношений, даже при отсутствии подписанного договора:</p>
<blockquote>
<p>"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги." (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 779)</p>
</blockquote>
<p>Наличие электронных подтверждений оплаты и квитанций является доказательством заключения договора и его исполнения.</p>
<h4 id="_4">Отказ от подписания договора задним числом</h4>
<p><strong>Вы не обязаны подписывать договор задним числом</strong>. Такое требование страховой компании является неправомерным и может создать дополнительные риски для вас.</p>
<h4 id="_5">Основания для расторжения отношений и возврата денежных средств</h4>
<p>У вас имеются веские основания для отказа от услуг и требования возврата денежных средств:</p>
<ol>
<li>
<p><strong>Ненадлежащее качество услуг</strong>: </p>
<blockquote>
<p>"Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору." (Источник: Закон о защите прав потребителей, статья 4)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Право на отказ от исполнения договора</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору." (Источник: Закон о защите прав потребителей, статья 32)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Возврат денежных средств за неоказанные услуги</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов." (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 782)</p>
</blockquote>
</li>
</ol>
<h4 id="_6">Расчет суммы возврата</h4>
<p>При расторжении договора вам должны вернуть денежные средства за неоказанные услуги за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов:</p>
<ul>
<li>Стоимость уже оказанных услуг (анализы, приемы врача) может быть удержана страховой компанией</li>
<li>За неоказанные услуги (ведение беременности в будущем) деньги подлежат возврату в полном объеме</li>
<li>Вы также можете требовать возмещения расходов на платную госпитализацию как убытков, вызванных некачественным оказанием услуг</li>
</ul>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Не подписывайте договор задним числом</strong> - это может ухудшить ваше положение</p>
</li>
<li>
<p><strong>Направьте страховой компании письменную претензию</strong> с требованием:<br />
- Расторгнуть договор в одностороннем порядке<br />
- Вернуть денежные средства за неоказанные услуги<br />
- Возместить расходы на платную госпитализацию<br />
- Приложите все доказательства: квитанции об оплате, медицинские документы о госпитализациях</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рассчитайте сумму требований</strong>:<br />
- Общая сумма оплаты минус стоимость фактически оказанных услуг<br />
+ Расходы на платную госпитализацию</p>
</li>
<li>
<p><strong>Срок удовлетворения требований</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Требование потребителя [...] о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования." (Источник: Закон о защите прав потребителей, статья 22)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>В случае отказа</strong> обращайтесь:<br />
- В Роспотребнадзор с жалобой на нарушение прав потребителей<br />
- В суд с исковым заявлением о защите прав потребителей (освобождаются от уплаты госпошлины)</p>
</li>
</ol>
<p>Рекомендую также обратиться к адвокату, специализирующемуся на медицинском праве и защите прав потребителей, для подготовки грамотной претензии и последующих действий в случае необходимости.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>