<h2 id="_1">Перевод ребенка на индивидуальный учебный план при трудностях в освоении программы</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваш ребенок испытывает значительные трудности в освоении образовательной программы, и вы рассматриваете возможность перевода на индивидуальный учебный план (ИУП) как способ компенсировать отставание в учебе. Это право предусмотрено законодательством об образовании.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_4">Право на индивидуальный учебный план</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: ... 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 34)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Порядок перевода на ИУП</h4>
<blockquote>
<p>"Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 7)</p>
<p>"Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 57)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Содержание индивидуального учебного плана</h4>
<blockquote>
<p>"Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 7)</p>
<p>"В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, пункт 21)</p>
</blockquote>
<h4 id="_7">Аттестация при обучении по ИУП</h4>
<blockquote>
<p>"Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Организацией самостоятельно" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 25)</p>
</blockquote>
<h4 id="_8">Медицинские справки и документы</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся в Организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 26)</p>
</blockquote>
<h3 id="_9">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_10">Процедура перевода на ИУП</h4>
<ol>
<li><strong>Подача заявления</strong> - напишите заявление на имя директора школы с просьбой о переводе ребенка на индивидуальный учебный план</li>
<li><strong>Изучите локальные акты</strong> - ознакомьтесь с порядком перевода на ИУП, который должен быть утвержден в вашей школе</li>
<li><strong>Участие в разработке</strong> - принимайте активное участие в разработке индивидуального учебного плана для вашего ребенка</li>
</ol>
<h4 id="_11">Особенности ИУП</h4>
<ul>
<li>План должен соответствовать требованиям ФГОС и включать все обязательные учебные предметы</li>
<li>Возможно перераспределение учебной нагрузки между предметами</li>
<li>Срок освоения программы может быть изменен с учетом особенностей ребенка</li>
</ul>
<h4 id="_12">Аттестация</h4>
<ul>
<li>Промежуточная аттестация проводится по тем же правилам, что и для других учащихся</li>
<li>Формы и периодичность контроля определяются школой самостоятельно</li>
<li>Проблем с аттестацией не должно возникнуть при условии выполнения программы</li>
</ul>
<h4 id="_13">Медицинские документы</h4>
<ul>
<li>Медицинские справки не являются обязательными для перевода на ИУП</li>
<li>Однако при наличии академической задолженности может потребоваться заключение психолого-медико-педагогической комиссии</li>
<li>Рекомендуется получить психолого-педагогическое сопровождение для ребенка</li>
</ul>
<h4 id="_14">Права родителей</h4>
<blockquote>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: ... 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 44)</p>
</blockquote>
<p>При возникновении спорных ситуаций вы можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая создается в каждой школе.</p>
<p>Рекомендую начать с обращения к классному руководителю и администрации школы для уточнения конкретной процедуры в вашем образовательном учреждении. Если возникнут сложности с реализацией вашего права, обратитесь за помощью к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
23.11.2025 14:42