Возможно ли установление региональных нормативов, существует ли такая практика?

Вопрос #1506

Создан 05.09.2025 16:08

Бесплатный вопрос
Здравствуйте! Вопрос по юридическим аспектам в сфере здравоохранения. 1. В населенном пункте с численностью около 8000 человек, плюс примерно 2000 проживающих во временных поселениях в черте поселка, работает только одна бригада скорой помощи. Эта бригада также обслуживает село, находящееся в 80 км. При необходимости в госпитализации больных везут в райцентр, который в 30 км. На это время поселок остается без бригады. Местные власти отписываются, что в таких случаях есть срочная бригада. Пытаемся добиться второй дежурной бригады. Писали заявление в прокуратуру, но был получен ответ, что согласно общим нормативам Минздрава на 10 тыс. населения должна быть 1 бригада. Но ведь есть требования по времени доезда и расстоянию? 2. По действующим рекомендуемым нормативам сейчас в населенных пунктах с населением менее 10 тыс. чел. вообще не должно быть врачей узких специализаций. Возможно ли принятие своих нормативов в регионе, есть ли такая практика?
A
<h2 id="_1">Недостаточное обеспечение скорой медицинской помощью в малом населенном пункте</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Из вашего описания следует, что в населенном пункте с общим населением до 10 000 человек функционирует только одна бригада скорой медицинской помощи, которая также обязана обслуживать удаленный населенный пункт (80 км). При транспортировке пациентов в медицинскую организацию (30 км) населенный пункт остается без доступной скорой помощи. Местные власти ссылаются на норматив одной бригады на 10 000 населения, но игнорируют требования к доступности и времени оказания помощи.</p> <h3 id="_3">Применимые нормативные положения</h3> <p>Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":</p> <blockquote> <p>"Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; ... 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения" (Источник: Федеральный закон N 323-ФЗ, статья 10)</p> <p>"Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства" (Источник: Федеральный закон N 323-ФЗ, статья 35)</p> <p>"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья [...] организуют оказание населению субъекта Российской Федерации [...] скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (Источник: Федеральный закон N 323-ФЗ, статья 16)</p> </blockquote> <p>Важно отметить, что субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать территориальные программы медицинского обеспечения:</p> <blockquote> <p>"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" (Источник: Федеральный закон N 323-ФЗ, статья 81)</p> <p>"При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются: ... 4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций" (Источник: Федеральный закон N 323-ФЗ, статья 81)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Возможность установления региональных нормативов</h3> <p>Да, установление региональных нормативов возможно. Субъекты Российской Федерации вправе принимать территориальные программы, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи:</p> <blockquote> <p>"Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов [...] могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи" (Источник: Федеральный закон N 323-ФЗ, статья 81)</p> </blockquote> <h3 id="_5">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Доводы прокуратуры неполны</strong> - при оценке обеспечения скорой помощью должны учитываться не только количественные нормативы, но и требования к доступности, включая транспортную доступность и время прибытия.</p> </li> <li> <p><strong>Региональные власти обязаны учитывать географические особенности</strong> - удаленность населенных пунктов и транспортная доступность являются законными основаниями для пересмотра нормативов.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуется обжаловать бездействие властей</strong> в судебном порядке, ссылаясь на нарушение принципа доступности медицинской помощи.</p> </li> <li> <p><strong>Для судебного обжалования</strong> необходимо:<br /> - Подготовить административное исковое заявление<br /> - Собрать доказательства нарушений (графики работы бригады, данные о времени ответа на вызовы, статистику транспортировок)<br /> - Ссылаться на нарушение статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ</p> </li> <li> <p><strong>Срок обращения в суд</strong> - в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав.</p> </li> </ol> <p>Рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на медицинском праве, для подготовки качественного административного искового заявления и представления ваших интересов в суде.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

05.09.2025 16:13