Что говорить оператору для вызова врача на дом при высокой температуре и больничном листе

Вопрос #14851

Создан 21.10.2025 07:51

Бесплатный вопрос
Здравствуйте. В последнее время заметил, что когда звонишь по телефону для вызова врача, операторы часто отказываются направлять врача на дом, даже если у человека температура 38,5 и сильное головокружение. Вот например, оператор задает вопрос: есть ли у вас ограничения к самостоятельному передвижению? Отвечаешь: да, есть, из-за высокой температуры и головокружения. А он в ответ: это не считается серьезным препятствием, идите сами в поликлинику. Упорно не хотят отправлять врача, приходится часами спорить. Еще хуже, если у меня уже оформлен больничный лист – тогда вообще отказываются, говорят, что продлевать больничный можно только при личном визите, а если температура держится, советуют просто принимать жаропонижающие. В итоге названивают разные врачи, уточняют, почему сам не можешь прийти, или предлагают вызывать скорую. Как бороться с этой ситуацией? Что конкретно говорить оператору, чтобы без лишних вопросов направили врача на дом? Если у меня плохое самочувствие и я не могу выйти, обязаны ли они прислать врача для осмотра и продления больничного? И если да, то на что ссылаться, чтобы они не давили на меня тем, что больничный на дому якобы не продлевают? Может, есть какие-то правила, которые обязывают врачей приходить на дом в таких случаях?
A
<h2 id="_1">Вызов врача на дом при температуре и головокружении: права пациента и действия при отказе</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании представленной информации, отказ операторов в вызове врача на дом при температуре 38,5°C и головокружении, а также утверждения о невозможности продления больничного листа на дому являются проблематичными с точки зрения законодательства.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Право на медицинскую помощь и недопустимость отказа</h4> <blockquote> <p>"Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 11)</p> <p>"Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 19)</p> </blockquote> <h4 id="-">Организация первичной медико-санитарной помощи</h4> <blockquote> <p>"В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 33)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Порядок выдачи и продления больничного листа</h4> <blockquote> <p>"При заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности... Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому." (Источник: Приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", пункт 14)</p> <p>"Продление листка нетрудоспособности на больший срок... осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 59)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_7">Обязанности медицинской организации</h4> <ol> <li> <p><strong>Медицинская организация обязана оказать помощь</strong> - при наличии симптомов, препятствующих самостоятельному передвижению (температура 38,5°C с головокружением), отказ в выезде врача на дом является нарушением законодательства.</p> </li> <li> <p><strong>Продление больничного на дому возможно</strong> - нормативные акты прямо предусматривают возможность продления листка нетрудоспособности при посещении медицинским работником пациента на дому по решению врачебной комиссии.</p> </li> </ol> <h4 id="_8">Что говорить оператору</h4> <p>При звонке для вызова врача на дом рекомендуем:</p> <ol> <li> <p>Четко заявить: "У меня температура 38,5°C с сильным головокружением, что делает невозможным самостоятельное передвижение. Требую вызова врача на дом в соответствии со статьей 11 Федерального закона об основах охраны здоровья".</p> </li> <li> <p>При отказе ссылаться на: "Мое состояние относится к внезапному острому заболеванию, при котором предусмотрено оказание медицинской помощи на дому согласно статье 33 Федерального закона".</p> </li> <li> <p>При наличии больничного: "Требую продления листка нетрудоспособности на дому через врачебную комиссию в соответствии с пунктом 14 Порядка выдачи листков нетрудоспособности".</p> </li> </ol> <h4 id="_9">Действия при отказе</h4> <ol> <li> <p><strong>Требуйте письменный отказ</strong> - если оператор отказывает в вызове, попросите оформить отказ в письменной форме с указанием причин.</p> </li> <li> <p><strong>Обращайтесь к руководству</strong> - свяжитесь с заведующим отделением или главным врачом поликлиники.</p> </li> <li> <p><strong>Подавайте жалобы</strong> - в случае систематических отказов направляйте жалобы в:<br /> - Территориальный фонд ОМС<br /> - Министерство здравоохранения региона<br /> - Росздравнадзор</p> </li> <li> <p><strong>Обращайтесь в страховую компанию</strong> - по полису ОМС ваша страховая медицинская организация обязана защищать ваши права.</p> </li> </ol> <p>В сложных ситуациях, когда отказы носят систематический характер и нарушают ваши права на получение медицинской помощи, рекомендуется обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на медицинском праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

21.10.2025 07:59