<h2 id="-">Расширение онлайн-образовательной программы практическими элементами: правовые рамки и риски</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Вы имеете лицензию на осуществление образовательной деятельности с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий и планируете добавить практические элементы (интерактивные задания, групповые обсуждения) без получения дополнительной лицензии на очную форму. Также рассматриваете возможные последствия случайного нарушения лицензионных требований.</p>
<h3 id="_2">Допустимые виды учебной деятельности в рамках дистанционной лицензии</h3>
<blockquote>
<p>"Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 16)</p>
</blockquote>
<p>Ключевой критерий — <strong>опосредованное взаимодействие на расстоянии</strong>. В рамках действующей лицензии вы можете реализовывать:</p>
<ul>
<li>Интерактивные задания, выполняемые через онлайн-платформы</li>
<li>Групповые обсуждения в формате видеоконференций, чатов, форумов</li>
<li>Любые формы взаимодействия, осуществляемые через информационно-телекоммуникационные сети</li>
</ul>
<blockquote>
<p>"Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 28)</p>
</blockquote>
<h3 id="_3">Критерии разграничения дистанционной и очной форм</h3>
<p>Основное различие заключается в характере взаимодействия:</p>
<ul>
<li><strong>Дистанционная форма</strong>: опосредованное взаимодействие через информационные сети</li>
<li><strong>Очная форма</strong>: непосредственное физическое присутствие участников в одном месте</li>
</ul>
<p>Проведение очных встреч, требующих физического присутствия обучающихся и педагогических работников в конкретном месте, будет квалифицироваться как очная форма образования и потребует отдельной лицензии.</p>
<h3 id="_4">Последствия нарушения лицензионных требований</h3>
<h4 id="_5">Административная ответственность</h4>
<blockquote>
<p>"Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 14.1)</p>
<p>"Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 14.1)</p>
<p>"Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 19.30)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Приостановление и аннулирование лицензии</h4>
<blockquote>
<p>"В случае неисполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, вновь выданного предписания контрольный (надзорный) орган в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 93.1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Возможность корректировки лицензии</h3>
<p>Лицензирование образовательной деятельности осуществляется с учетом особенностей реализации образовательных программ:</p>
<blockquote>
<p>"Лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 91)</p>
</blockquote>
<p>Для изменения условий лицензии (добавления очной формы) необходимо проходить процедуру переоформления лицензии, а не просто уведомление.</p>
<h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>В рамках действующей лицензии</strong> вы можете добавлять любые практические элементы (интерактивные задания, групповые обсуждения), если они реализуются через информационно-телекоммуникационные сети при опосредованном взаимодействии.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Запрещено проводить очные встречи</strong> с физическим присутствием участников без соответствующей лицензии на очную форму образования.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Последствия нарушения</strong> могут включать:<br />
- Штрафы от 30-40 тыс. рублей (обычное нарушение) до 100-200 тыс. рублей (грубое нарушение)<br />
- Приостановление деятельности до 90 суток<br />
- Аннулирование лицензии при повторных нарушениях</p>
</li>
<li>
<p><strong>Для легализации очного формата</strong> необходимо получить дополнительную лицензию через процедуру переоформления существующей лицензии.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Рекомендуется</strong> разработать внутренние регламенты, четко разграничивающие дистанционные и очные формы взаимодействия, чтобы исключить случайные нарушения.</p>
</li>
</ol>
<p>При возникновении сложностей с определением границ допустимой деятельности в рамках действующей лицензии рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве, для детального анализа вашей конкретной ситуации.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
23.09.2025 13:18