Учитель заставляет перерешивать контрольную по математике и ставит оценки в журнал

Вопрос #7094

Создан 26.09.2025 06:11

Мой ребенок в школе написал кантрольную по математике и получил двойку, учитель сразу выставил эту оценку в журнал. Потом на следующем уроке опять заставил его перерешивать ту же самую работу, и снова вышла двойка, которую тоже поставили в журнал. Так повторялось несколько раз. Вопрос: имеет ли учитель право так делать — заставлять ученика многократно пересдавать контрольную и за каждую попытку выставлять оценку в журнал? Не нарушает ли это какие-то правила, например, права ребенка на справедливую оценку или внутренний распорядок школы? Может, это как-то связано с нагрузкой на ученика или произволом учителя?
A
<h2 id="_1">Правомерность многократной пересдачи контрольной работы и выставления оценок в журнал</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ситуация, когда учитель требует многократной пересдачи одной и той же контрольной работы с фиксацией каждой попытки в классном журнале, требует анализа с точки зрения действующего законодательства об образовании.</p> <h3 id="_3">Применимые нормы законодательства</h3> <h4 id="_4">Права педагогических работников и их ограничения</h4> <p>Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют определенные академические свободы, однако они не безграничны:</p> <blockquote> <p>"свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов и средств обучения и воспитания;" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 47, часть 3, пункт 2)</p> <p>"Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 47, часть 4)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Права обучающихся на защиту достоинства</h4> <p>Закон гарантирует обучающимся защиту от необоснованной нагрузки и уважение их достоинства:</p> <blockquote> <p>"уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, пункт 9)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Регулирование промежуточной аттестации</h4> <p>Ключевое значение имеет норма, регулирующая процедуру ликвидации академической задолженности:</p> <blockquote> <p>"Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, часть 5)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Обязанности педагогических работников</h4> <p>Педагогические работники обязаны соблюдать профессиональную этику и учитывать особенности учащихся:</p> <blockquote> <p>"применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 48, часть 1, пункт 5)</p> <p>"учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 48, часть 1, пункт 6)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_9">Правовая оценка действий учителя</h4> <ol> <li> <p><strong>Нарушение установленного порядка</strong> - Закон прямо ограничивает количество попыток пересдачи академической задолженности двумя разами. Многократные пересдачи одной и той же контрольной работы превышают установленные законом пределы.</p> </li> <li> <p><strong>Нарушение принципа справедливости оценки</strong> - Выставление в журнал всех оценок, полученных при многократной пересдаче одной работы, может рассматриваться как нарушение принципов объективности оценки знаний.</p> </li> <li> <p><strong>Возможное создание чрезмерной нагрузки</strong> - Систематическое требование пересдачи одной и той же работы может создавать необоснованную психологическую нагрузку на ученика, что противоречит требованию уважения человеческого достоинства.</p> </li> </ol> <h4 id="_10">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Обращение к локальным нормативным актам</strong> - Изучите положение о текущем контроле и промежуточной аттестации в вашей образовательной организации, которое должно конкретизировать процедуру оценивания.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение к администрации школы</strong> - Направьте обращение директору школы с просьбой проверить правомерность действий учителя и соответствие его методов требованиям законодательства.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в комиссию по урегулированию споров</strong> - В случае отсутствия реакции администрации, вы вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в органы контроля</strong> - При систематическом нарушении прав ребенка вы можете обратиться в органы государственного контроля в сфере образования.</p> </li> </ol> <p>Действия учителя, описанные в вашем обращении, с высокой степенью вероятности противоречат установленным нормам образовательного законодательства, в частности, нарушают ограничение на количество пересдач академической задолженности и принципы справедливого оценивания.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

26.09.2025 06:18