Вопрос о возможности оставить ребенка в четвертом классе после неудачной аттестации и обращения в ПМПК

Вопрос #20055

Создан 07.11.2025 12:32

Мой ребенок не сдал промежуточную аттестацию по математике в конце третьего класса, и его перевели в четвертый класс условно, с условием, что он догонит материал. В четвертом классе он проучился уже первую четверть, но опять не смог сдать аттестацию по математике, видимо, из-за пробелов в знаниях или каких-то индивидуальных особенностей. Мы хотим обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить рекомендации по обучению, возможно, для коррекции программы или дополнительной поддержки. Но в школе нас заставляют написать заявление на перевод обратно в третий класс, аргументируя это тем, что ребенок не справляется. Возможно ли как-то остаться в четвертом классе, чтобы не терять год? Мы очень не хотим, чтобы он пошел на второй год, и надеемся, что с помощью ПМПК всё наладится. Что нам делать в такой ситуации, есть ли какие-то законы или правила, которые позволяют оставить ребенка в классе при таких обстоятельствах?
A
<h2 id="_1">Правовые аспекты условного перевода и обращения в ПМПК при академической неуспеваемости</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Ваш ребенок был переведен в 4-й класс условно после неуспешной промежуточной аттестации по математике в 3-м классе, а в первой четверти 4-го класса вновь не прошел промежуточную аттестацию по этому предмету. Школа настаивает на переводе обратно в 3-й класс, в то время как вы планируете обратиться в ПМПК для получения рекомендаций по адаптации обучения.</p> <h3 id="_3">Правовые основания условного перевода</h3> <blockquote> <p>"Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, часть 8)</p> <p>"Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, часть 9)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Права родителей на обращение в ПМПК</h3> <blockquote> <p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44, часть 3)</p> </blockquote> <h3 id="_5">Обязанности школы по созданию специальных условий</h3> <blockquote> <p>"Образовательная организация обязана создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 28, часть 6)</p> <p>"Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 79, часть 1)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Академические права обучающихся</h3> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на: обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, часть 1)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Школа не может односторонне требовать перевода</strong> - решение о дальнейшем обучении ребенка с академической задолженностью принимается родителями.</p> </li> <li> <p><strong>У вас есть право выбора из трех вариантов</strong>:<br /> - Оставить ребенка на повторное обучение в 3-м классе<br /> - Перевести на обучение по адаптированным образовательным программам согласно рекомендациям ПМПК<br /> - Перевести на обучение по индивидуальному учебному плану</p> </li> <li> <p><strong>Срочно обратитесь в ПМПК</strong> - это ваш законный право, и заключение комиссии может стать основанием для организации специальных условий обучения.</p> </li> <li> <p><strong>Направьте в школу письменное уведомление</strong> о своем намерении обратиться в ПМПК и о том, что окончательное решение о форме обучения будет принято после получения рекомендаций комиссии.</p> </li> <li> <p><strong>Рассмотрите вариант индивидуального учебного плана</strong> как альтернативу возврату в 3-й класс - это позволит продолжить обучение в 4-м классе с дополнительной поддержкой по математике.</p> </li> <li> <p><strong>При необходимости обращайтесь в комиссию по урегулированию споров</strong> в школе, если администрация продолжает настаивать на незаконных требованиях.</p> </li> </ol> <p>Рекомендую не подписывать заявление о переводе обратно в 3-й класс до получения заключения ПМПК и консультации с адвокатом по образовательному праву.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

07.11.2025 12:38