Уточнение и добавление исковых требований при оспаривании незаконных действий судебного пристава-исполнителя в административном иске

Вопрос #31521

Создан 15.12.2025 15:32

При подаче административного иска по оспариванию незаконных действий судебного пристава-исполнителя, административный истец изначально указал только некоторые действия, которые он считает неправильными, типа как незаконное ограничение в правах или излишние меры взыскания. А вот можно ли потом в суде уточнить эти исковые требования и еще добавить новые, чтобы суд признал незаконными и другие поступки того же пристава, если они все были сделаны в рамках того самого исполнительного производства, по которому уже идет обжалование? Смущает, не будет ли проблем из-за процессуальных сроков или того, что новые требования могут выходить за рамки первоначального иска, особенно если все эти действия связаны с одним и тем же делом о взыскании.
A
<h2 id="-">Возможность уточнения и дополнения требований при оспаривании действий судебного пристава-исполнителя в рамках одного производства</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы подали административное исковое заявление, оспаривая часть действий судебного пристава-исполнителя в рамках конкретного исполнительного производства. В ходе процесса вы хотите дополнить свои требования, включив иные действия того же пристава, совершенные в рамках того же производства, которые также считаете незаконными. Ваш вопрос касается процессуальной допустимости такого дополнения и связанных с этим рисков.</p> <h3 id="_2">Применимые процессуальные нормы</h3> <h4 id="1">1. Право на изменение предмета административного иска</h4> <p>Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) прямо предоставляет административному истцу право изменить предмет или основание иска в ходе процесса.</p> <blockquote> <p>"Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска." (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 46)</p> </blockquote> <p>Это означает, что вы можете уточнить свои требования, включив в них дополнительные действия пристава. Ключевое условие – сделать это <strong>до вынесения судом решения по существу</strong> (т.е. до окончания рассмотрения дела в первой инстанции).</p> <h4 id="2">2. Процессуальные условия и возможность объединения требований</h4> <p>Суд в ходе подготовки дела к разбирательству рассматривает вопросы, связанные с соединением требований.</p> <blockquote> <p>"При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд: ... 4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;" (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 135)</p> </blockquote> <p>Более того, КАС РФ допускает объединение в одно производство административных дел по искам к одному административному ответчику, если это способствует правильному и своевременному рассмотрению.</p> <blockquote> <p>"Суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения... несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований." (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 136)</p> </blockquote> <p>Хотя эта норма прямо говорит о нескольких исках, логика ее применения свидетельствует о том, что суд будет положительно относиться к объединению в рамках одного дела требований, направленных против одного ответчика (пристава) и связанных с одним предметом (исполнительным производством). Факт того, что все оспариваемые действия совершены в рамках одного исполнительного производства, является значимым аргументом в пользу их совместного рассмотрения, так как это способствует единообразной оценке законности всех действий пристава по одному делу.</p> <h4 id="3">3. Сроки обжалования действий пристава и их значение</h4> <p>Для оспаривания действий судебного пристава-исполнителя установлен специальный сокращенный срок.</p> <blockquote> <p>"Административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов." (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 219)</p> </blockquote> <p>Аналогичный десятидневный срок установлен и Законом об исполнительном производстве для подачи жалобы в порядке подчиненности.</p> <blockquote> <p>"Жалоба на постановление... должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения... постановления, совершения действия, установления факта его бездействия..." (Источник: Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Статья 122)</p> </blockquote> <p><strong>Это самый критичный момент.</strong> Если вы хотите добавить требования о признании незаконными <strong>новых</strong> действий пристава, по которым десятидневный срок уже истек, суд может отказать в их принятии как пропущенных. Однако КАС РФ предусматривает возможность восстановления пропущенного срока по уважительной причине.</p> <blockquote> <p>"Пропущенный по... уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом..." (Источник: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Статья 219)</p> </blockquote> <p>Уважительной причиной может быть признано, например, то, что о конкретном действии пристава вы узнали позднее, или что вы изначально рассчитывали на его исправление в порядке ведомственного обжалования.</p> <h4 id="4">4. Является ли дополнение новым требованием или уточнением?</h4> <p>Четких критериев для разграничения "уточнения первоначальных требований" и "нового самостоятельного требования" в предоставленном контексте нет. На практике суд будет оценивать это по совокупности обстоятельств:<br /> * <strong>Связь с первоначальным предметом спора:</strong> Все требования направлены на оспаривание действий <strong>одного и того же пристава</strong> в рамках <strong>одного и того же исполнительного производства</strong>. Это сильный аргумент в пользу того, что это уточнение единого требования о законности его действий в целом по данному производству.<br /> * <strong>Цель требований:</strong> И первоначальные, и дополнительные требования направлены на защиту прав от одних и тех же процедур в рамках одного производства.<br /> * <strong>Процессуальная экономия:</strong> Рассмотрение всех связанных требований в одном процессе соответствует принципам процессуальной экономии и избегания множественности разбирательств по одному предмету.</p> <p>Суд с высокой долей вероятности расценит дополнение иска требованиями о других действиях того же пристава по тому же производству именно как <strong>уточнение предмета первоначального иска</strong>, а не как предъявление совершенно нового самостоятельного требования.</p> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Дополнить исковые требования возможно.</strong> Вы имеете процессуальное право до вынесения решения суда первой инстанции уточнить предмет административного иска, включив в него дополнительные действия пристава-исполнителя (ст. 46 КАС РФ).</p> </li> <li> <p><strong>Подайте ходатайство об уточнении требований.</strong> Сделать это нужно в письменной форме, подробно изложив, какие именно новые действия пристава вы просите признать незаконными, и обосновав, что они совершены в рамках того же исполнительного производства, что и изначально оспариваемые.</p> </li> <li> <p><strong>Уделите особое внимание срокам.</strong> Проанализируйте, когда вы узнали о каждом из дополнительных действий. Если по какому-либо из них десятидневный срок обжалования истек, в ходатайстве необходимо ходатайствовать о восстановлении этого срока, приведя уважительные причины пропуска (например, позднее получение информации, подача жалобы вышестоящему должностному лицу и т.д.).</p> </li> <li> <p><strong>Обоснуйте связь требований.</strong> В ходатайстве подчеркните, что все действия совершены одним приставом в рамках одного исполнительного производства, что делает их рассмотрение в едином процессе логичным и соответствующим цели эффективного судопроизводства.</p> </li> <li> <p><strong>Сделайте это как можно раньше.</strong> Не затягивайте с подачей ходатайства. Оптимально сделать это на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, чтобы у суда и другой стороны было время ознакомиться с новыми доводами и представить возражения.</p> </li> <li> <p><strong>Риски:</strong> Основной риск – отказ суда в принятии дополнений по тем действиям, срок обжалования которых пропущен без возможности восстановления. Суд также, теоретически, может выделить новые требования в отдельное производство, если сочтет их не связанными с первоначальными (ст. 136 КАС РФ), но в вашей ситуации (одно производство, один пристав) это маловероятно.</p> </li> </ol> <p><strong>Рекомендация:</strong> Для грамотного составления ходатайства с учетом всех нюансов вашей конкретной ситуации, включая обоснование уважительности причин пропуска срока (если таковой имеется), целесообразно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на вопросах исполнительного производства и административного судопроизводства.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

15.12.2025 16:02