Вопросы о получении лицензий и судебных рисках при использовании персонажей старых видеоигр

Вопрос #5433

Создан 20.09.2025 10:10

Добрый день! Планирую запустить производство товаров с использованием героев из ретро-игр, типа тех, что были на Dendy или Sega. Хочу использовать персонажей из разных игр, например, каких-то классических шутеров или платформеров, но правообладатели – это зарубежные компании, в основном из Японии или США. Ситуация 1: Если я начну делать продукцию без всяких разрешений, насколько реально, что эти правообладатели смогут подать на меня иск через российский суд, учитывая, что они базируются в других странах и могут быть сложности с юрисдикцией? Ситуация 2: Если я решу получить разрешение, как вообще это сделать? Нужно ли обращаться напрямую к ним, искать агентов, или есть какие-то стандартные процедуры? Также, если у вас есть опыт в подобных делах, могу обсудить возможность сотрудничества для консультаций.
A
<h2 id="-">Использование персонажей ретро-игр в производстве товаров: правовые риски и возможности легализации</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Персонажи видеоигр, включая ретро-игры (Dendy, Sega и другие), являются объектами авторского права и подлежат правовой охране в Российской Федерации. Иностранные правообладатели из Японии, США и других стран имеют равные с российскими правообладателями права на защиту своей интеллектуальной собственности в России.</p> <h3 id="_2">Правовые основания охраны</h3> <p>Российская Федерация является участником международных конвенций по охране авторских прав:</p> <blockquote> <p>"Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения" (Источник: Всемирная конвенция об авторском праве, Статья I)</p> <p>"Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме" (Источник: Бернская Конвенция, Статья 9)</p> </blockquote> <h3 id="1">Ситуация 1: Производство без разрешения</h3> <h4 id="_3">Возможность судебных исков</h4> <p>Иностранные правообладатели имеют полное право обращаться в российские суды для защиты своих прав:</p> <blockquote> <p>"Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов" (Источник: ГПК РФ, Статья 398)</p> <p>"Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами" (Источник: АПК РФ, Статья 254)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Подсудность дел</h4> <p>Споры по интеллектуальным правам рассматриваются арбитражными судами:</p> <blockquote> <p>"Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности" (Источник: АПК РФ, Статья 28)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Виды ответственности</h4> <p>За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность:</p> <p><strong>Гражданско-правовая ответственность:</strong><br /> - Взыскание компенсации до 5 млн рублей<br /> - Возмещение убытков<br /> - Изъятие контрафактной продукции</p> <p><strong>Административная ответственность:</strong></p> <blockquote> <p>"Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода... влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров" (Источник: КоАП РФ, статья 7.12)</p> </blockquote> <p><strong>Уголовная ответственность:</strong></p> <blockquote> <p>"Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет" (Источник: УК РФ, Статья 146)</p> </blockquote> <h3 id="2">Ситуация 2: Получение легального разрешения</h3> <h4 id="_6">Механизм легализации</h4> <p>Для легального использования персонажей необходимо получить лицензию от правообладателя. В предоставленном контексте отсутствует конкретная информация о процедуре получения разрешений, однако общий порядок включает:</p> <ol> <li><strong>Идентификация правообладателя</strong> - установление текущего владельца прав на конкретных персонажей</li> <li><strong>Прямое обращение</strong> к правообладателю или его официальным представителям</li> <li><strong>Заключение лицензионного договора</strong>, определяющего:<br /> - Территория действия лицензии<br /> - Срок использования<br /> - Виды товаров<br /> - Размер и порядок выплаты вознаграждения</li> </ol> <h4 id="_7">Международный аспект</h4> <blockquote> <p>"Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной" (Источник: Всемирная конвенция об авторском праве, Статья II)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Риски производства без разрешения чрезвычайно высоки</strong> - иностранные правообладатели активно защищают свои права в российских судах</p> </li> <li> <p><strong>Вероятность судебных исков очень реальна</strong> - правообладатели имеют процессуальную возможность подавать иски в российские суды и добиваться принудительного исполнения решений</p> </li> <li> <p><strong>Ответственность носит многоплановый характер</strong> - возможна гражданская, административная и уголовная ответственность</p> </li> <li> <p><strong>Для легальной деятельности необходимо</strong>:<br /> - Установить правообладателей для каждого конкретного персонажа<br /> - Обратиться к ним напрямую или через официальных представителей<br /> - Заключить лицензионные соглашения на использование образов</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуется обратиться к специалисту</strong> - учитывая сложность международного лицензирования и необходимость проверки правового статуса конкретных персонажей, рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на интеллектуальной собственности и международном праве.</p> </li> </ol> <p>Учитывая, что некоторые ретро-игры могут иметь сложную историю правопреемства, а также возможное истечение сроков охраны для отдельных объектов, профессиональная юридическая помощь будет essential для минимизации рисков и законной организации бизнеса.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

20.09.2025 10:18