Контрафакт и нарушение прав на товарный знак на маркетплейсе: копирование карточек товаров и завышенные остатки

Вопрос #2858

Создан 11.09.2025 11:04

Здравствуйте. Столкнулись с проблемой: на одном из крупных маркетплейсов продаются струны, которые производит наша компания, и у нас на них зарегистрирован товарный знак. Ясно, что это контрафакт, плюс они полностью скопировали нашу карточку товара с фотографиями и описанием, причём указывают остатки больше, чем у нас на складе готовой продукции. Можно ли как-то наказать сам маркетплейс или продавца (из-за рубежа) за продажу подделок и вред, нанесённый торговой марке? Убрать через техподдержку – понятно, это крайняя мера, а что насчёт других действий, например, подачи жалобы в антимонопольную службу или суда? Также интересует, как правильно провести торговую закупку для сбора доказательств, чтобы всё было по закону.
A
<h2 id="_1">Защита прав на товарный знак при продаже контрафактной продукции на маркетплейсе</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы столкнулись с комплексным нарушением прав интеллектуальной собственности, включающим:<br /> - Незаконное использование вашего товарного знака<br /> - Реализацию контрафактной продукции<br /> - Недобросовестную конкуренцию путем копирования карточки товара<br /> - Введение потребителей в заблуждение относительно остатков товара</p> <h3 id="_3">Применимые нормы права</h3> <h4 id="-">Гражданско-правовая ответственность</h4> <blockquote> <p>"Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; ... возмещения убытков; взыскания неустойки" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 12)</p> <p>"Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 15)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Административная ответственность</h4> <blockquote> <p>"Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров... влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов" (Источник: Кодекс об административных правонарушениях, статья 14.10)</p> <p>"Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности... влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя" (Источник: Кодекс об административных правонарушениях, статья 14.33)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Уголовная ответственность</h4> <blockquote> <p>"Незаконное использование чужого товарного знака... если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 180)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Ответственность маркетплейса</h3> <p>Маркетплейс может быть привлечен к ответственности как информационный посредник, если он знал о нарушении, но не принял мер по его пресечению. В соответствии с законодательством о защите конкуренции:</p> <blockquote> <p>"Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: ... количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке" (Источник: Федеральный закон "О защите конкуренции", статья 14.2)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Подача жалобы в антимонопольный орган</h3> <blockquote> <p>"Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является: ... заявление юридического или физического лица, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства" (Источник: Федеральный закон "О защите конкуренции", статья 39)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Особенности привлечения иностранного продавца</h3> <blockquote> <p>"Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам... с участием иностранных лиц, в случае, если: ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика" (Источник: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, статья 247)</p> <p>"К обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут такой конкуренцией" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 1222)</p> </blockquote> <h3 id="_9">Сбор доказательств через торговую закупку</h3> <blockquote> <p>"Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах" (Источник: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, статья 64)</p> </blockquote> <p>Для правильного оформления доказательств рекомендую:<br /> 1. Совершить закупку с оформлением всех платежных документов<br /> 2. Составить акт осмотра товара с привлечением независимых экспертов<br /> 3. Провести экспертизу товара на предмет контрафактности<br /> 4. Зафиксировать все этапы получения товара (фото, видео)</p> <h3 id="_10">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Немедленные действия</strong>: Направьте претензию маркетплейсу с требованием удалить контрафактный товар и предоставить информацию о продавце</p> </li> <li> <p><strong>Сбор доказательств</strong>: Проведите официальную закупку контрафактного товара с полным документированием процесса</p> </li> <li> <p><strong>Обращение в государственные органы</strong>:<br /> - В Роспотребнадзор - по факту введения потребителей в заблуждение<br /> - В ФАС России - по факту недобросовестной конкуренции<br /> - В правоохранительные органы - по факту нарушения прав на товарный знак</p> </li> <li> <p><strong>Судебная защита</strong>: Подготовьте исковое заявление о:<br /> - Запрете использования товарного знака<br /> - Изъятии и уничтожении контрафактной продукции<br /> - Возмещении убытков или выплате компенсации<br /> - Публикации решения суда о нарушении</p> </li> <li> <p><strong>Международный аспект</strong>: Для привлечения иностранного продавца потребуется установление его юрисдикции и возможно обращение в суд страны его регистрации</p> </li> </ol> <p>Учитывая сложность дела и международный элемент, рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на интеллектуальной собственности и международном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

11.09.2025 11:12