Правомерность обязательств по закупкам в договоре концессии с точки зрения антимонопольного законодательства

Вопрос #10624

Создан 08.10.2025 06:06

Можно ли в договоре коммерческой концессии указать, что пользователь обязан закупать товары, например, оборудование или расходные материалы, только у поставщиков, которых определил правообладатель, включая случаи, когда правообладатель сам выступает поставщиком? Это нужно для поддержания единых стандартов качества и внешнего вида во всей сети, чтобы не было разнобоя в обслуживании клиентов. Но я сомневаюсь, не нарушает ли это антимонопольные нормы, ведь это может ограничивать конкуренцию и создавать преимущества для определенных лиц. Какие риски могут возникнуть, и как это трактуется в практике?
A
<h2 id="_1">Обязательство закупать товары у определённых поставщиков в договоре коммерческой концессии: допустимость и риски</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Включение в договор коммерческой концессии условия об обязательной закупке товаров только у определённых правообладателем поставщиков (включая самого правообладателя) направлено на поддержание единых стандартов качества и внешнего вида сети. Однако такое условие требует тщательной проверки на соответствие антимонопольному законодательству.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="-">Гражданско-правовые основания</h4> <blockquote> <p>"Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены: ... обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 1033)</p> <p>"Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 1033)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Антимонопольные требования</h4> <blockquote> <p>"Допускаются 'вертикальные' соглашения в письменной форме (за исключением 'вертикальных' соглашений между финансовых организаций), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статья 12)</p> <p>"Допускаются 'вертикальные' соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением 'вертикальных' соглашений между финансовых организаций), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом 'вертикального' соглашения, не превышает двадцать процентов" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статья 12)</p> <p>"Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): ... навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора" (Источник: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статья 10)</p> </blockquote> <h3 id="_5">Оценка рисков и критерии законности</h3> <h4 id="_6">Критерии допустимости ограничения</h4> <ol> <li><strong>Доли сторон на рынке</strong> - если доля каждого участника на соответствующем товарном рынке не превышает 20%, ограничение может быть допустимым</li> <li><strong>Цель ограничения</strong> - поддержание качества, единых стандартов и деловой репутации сети</li> <li><strong>Соразмерность</strong> - ограничение должно быть необходимым для достижения законных целей</li> </ol> <h4 id="_7">Основные риски</h4> <ol> <li><strong>Признание условия недействительным</strong> по требованию антимонопольного органа</li> <li><strong>Административная ответственность</strong> за нарушение антимонопольного законодательства</li> <li><strong>Признание договора присоединения</strong> с возможностью изменения обременительных условий</li> </ol> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Условие может быть допустимым</strong> при соблюдении следующих условий:<br /> - Доли сторон на соответствующих товарных рынках не превышают 20%<br /> - Ограничение объективно необходимо для поддержания качества и единых стандартов<br /> - Отсутствуют признаки злоупотребления доминирующим положением</p> </li> <li> <p><strong>Для минимизации рисков</strong> рекомендуется:<br /> - Провести анализ долей участников на соответствующих товарных рынках<br /> - Четко обосновать в договоре необходимость такого ограничения для поддержания качества<br /> - Предусмотреть возможность согласования альтернативных поставщиков при соблюдении стандартов качества<br /> - Избегать завышенных цен на товары при приобретении у правообладателя</p> </li> <li> <p><strong>При наличии сомнений</strong> рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на антимонопольном праве, для проведения полноценного анализа конкретной ситуации и оценки соответствия условий договора действующему законодательству.</p> </li> </ol> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

08.10.2025 06:14