<h2 id="-">Нарушение учебного процесса в первом классе из-за дисциплинарных проблем и недостаточной организации работы с детьми с ОВЗ</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>Ваша ситуация свидетельствует о системных проблемах в организации учебного процесса, которые нарушают права вашего ребенка на качественное образование. Сочетание факторов - наличие детей с ОВЗ, требующих особого внимания, и гиперактивных детей, нарушающих дисциплину, - создает неблагоприятную образовательную среду.</p>
<h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3>
<h4 id="_3">Наполняемость классов и условия для детей с ОВЗ</h4>
<blockquote>
<p>"Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися" (Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, пункт 3.4.14)</p>
<p>"Предельная наполняемость отдельного класса (группы)... для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 29)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Права обучающихся на благоприятные условия</h4>
<blockquote>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p>
<p>"Обучающиеся обязаны: уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 43)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Обязанности педагогических работников</h4>
<blockquote>
<p>"Педагогические работники обязаны: применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p>
<p>"Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Права родителей на защиту интересов детей</h4>
<blockquote>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: защищать права и законные интересы обучающихся" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44)</p>
<p>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="1">Шаг 1: Обращение к директору школы</h4>
<p>Подготовьте коллективное письменное обращение к директору школы с указанием:<br />
- Конкретных фактов нарушения учебного процесса<br />
- Указанием на превышение допустимого количества детей с ОВЗ в классе (если это имеет место)<br />
- Требованием обеспечить соблюдение санитарных норм и прав учащихся</p>
<blockquote>
<p>"Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 2)</p>
</blockquote>
<h4 id="2">Шаг 2: Создание комиссии по урегулированию споров</h4>
<p>Если обращение к директору не даст результатов, инициируйте создание комиссии по урегулированию споров:</p>
<blockquote>
<p>"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p>
</blockquote>
<h4 id="3">Шаг 3: Обращение в вышестоящие инстанции</h4>
<p>При отсутствии реакции со стороны школы направьте обращения в:<br />
- Орган управления образованием муниципального уровня<br />
- Региональный орган управления образованием<br />
- Рособрнадзор (федеральная служба по надзору в сфере образования)</p>
<h4 id="4-">Шаг 4: Требование психолого-педагогического обследования</h4>
<p>Вы вправе требовать проведения оценки ситуации силами школьного психолога или привлечения специалистов из центра психолого-педагогической помощи:</p>
<blockquote>
<p>"Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 42)</p>
</blockquote>
<h3 id="_8">Важные замечания</h3>
<ol>
<li>
<p>При подготовке обращений акцентируйте внимание на нарушении прав вашего ребенка на качественное образование, а не на критике детей с ОВЗ.</p>
</li>
<li>
<p>Фиксируйте конкретные случаи нарушения дисциплины и их влияние на учебный процесс.</p>
</li>
<li>
<p>Рассмотрите возможность привлечения других родителей класса для коллективного обращения.</p>
</li>
<li>
<p>Если ситуация не разрешится административным путем, проконсультируйтесь с адвокатом о возможности судебной защиты прав вашего ребенка.</p>
</li>
</ol>
<p>Соблюдение указанной последовательности действий позволит системно подойти к решению проблемы и добиться создания нормальных условий для обучения вашего ребенка.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
26.09.2025 17:17