Юридические варианты действий при нарушении условий обучения в классе с детьми с ОВЗ

Вопрос #7289

Создан 26.09.2025 17:10

Бесплатный вопрос
Здравствуйте! Мой ребенок начал учиться в первом классе. В его классе набрали много учеников, среди них несколько детей с инвалидностью, включая тех, у кого ограниченные возможности здоровья. Еще есть ребята, которые очень активны и шумят, хотя это не подтверждено официальными документами, но учитель не справляется с ними — они не слушаются, постоянно кричат и мешают. Родители этих детей никак не влияют на ситуацию, учитель часто им звонит, но безрезультатно. Мы не хотим переводить ребенка в другой класс, так как специально выбирали этого педагога, и ребенок ходил к нему на подготовительные занятия. Однако из-за постоянного шума и суеты ребенок устает, это сказывается на его учебе. Учитель тратит много времени на успокоение непослушных детей и детей с ОВЗ, что уменьшает время на обучение. Какие законные шаги можно предпринять? Например, куда обратиться с жалобой, если школа не обеспечивает нормальные условия? Возможно, это нарушает какие-то нормы по количеству учеников или права на образование.
A
<h2 id="-">Нарушение учебного процесса в первом классе из-за дисциплинарных проблем и недостаточной организации работы с детьми с ОВЗ</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Ваша ситуация свидетельствует о системных проблемах в организации учебного процесса, которые нарушают права вашего ребенка на качественное образование. Сочетание факторов - наличие детей с ОВЗ, требующих особого внимания, и гиперактивных детей, нарушающих дисциплину, - создает неблагоприятную образовательную среду.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Наполняемость классов и условия для детей с ОВЗ</h4> <blockquote> <p>"Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися" (Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, пункт 3.4.14)</p> <p>"Предельная наполняемость отдельного класса (группы)... для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 29)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Права обучающихся на благоприятные условия</h4> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34)</p> <p>"Обучающиеся обязаны: уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 43)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Обязанности педагогических работников</h4> <blockquote> <p>"Педагогические работники обязаны: применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p> <p>"Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Права родителей на защиту интересов детей</h4> <blockquote> <p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: защищать права и законные интересы обучающихся" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44)</p> <p>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1">Шаг 1: Обращение к директору школы</h4> <p>Подготовьте коллективное письменное обращение к директору школы с указанием:<br /> - Конкретных фактов нарушения учебного процесса<br /> - Указанием на превышение допустимого количества детей с ОВЗ в классе (если это имеет место)<br /> - Требованием обеспечить соблюдение санитарных норм и прав учащихся</p> <blockquote> <p>"Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 2)</p> </blockquote> <h4 id="2">Шаг 2: Создание комиссии по урегулированию споров</h4> <p>Если обращение к директору не даст результатов, инициируйте создание комиссии по урегулированию споров:</p> <blockquote> <p>"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45)</p> </blockquote> <h4 id="3">Шаг 3: Обращение в вышестоящие инстанции</h4> <p>При отсутствии реакции со стороны школы направьте обращения в:<br /> - Орган управления образованием муниципального уровня<br /> - Региональный орган управления образованием<br /> - Рособрнадзор (федеральная служба по надзору в сфере образования)</p> <h4 id="4-">Шаг 4: Требование психолого-педагогического обследования</h4> <p>Вы вправе требовать проведения оценки ситуации силами школьного психолога или привлечения специалистов из центра психолого-педагогической помощи:</p> <blockquote> <p>"Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 42)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Важные замечания</h3> <ol> <li> <p>При подготовке обращений акцентируйте внимание на нарушении прав вашего ребенка на качественное образование, а не на критике детей с ОВЗ.</p> </li> <li> <p>Фиксируйте конкретные случаи нарушения дисциплины и их влияние на учебный процесс.</p> </li> <li> <p>Рассмотрите возможность привлечения других родителей класса для коллективного обращения.</p> </li> <li> <p>Если ситуация не разрешится административным путем, проконсультируйтесь с адвокатом о возможности судебной защиты прав вашего ребенка.</p> </li> </ol> <p>Соблюдение указанной последовательности действий позволит системно подойти к решению проблемы и добиться создания нормальных условий для обучения вашего ребенка.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

26.09.2025 17:17