Юридические права родителей при нарушениях учебного процесса в классе с детьми с ОВЗ

Вопрос #4852

Создан 18.09.2025 10:29

Бесплатный вопрос
Здравствуйте! У нас в первом классе такая беда: набрали 29 человек, из них 4 инвалида, трое с ограниченными возможностями здоровья. Еще есть ребята, которые очень шумные, гиперактивные, без официальных справок, но учительница не может с ними справиться, они орут, бегают, она постоянно звонит родителям, но те ничего не делают. Мы специально выбрали эту учительницу, ребенок ходил к ней на подготовку, и не хотим менять класс, но из-за этого гвалта ребенок устает, не может нормально учиться, а педагог тратит кучу времени на этих детей. Что можно сделать по закону? Например, слышал, что по СанПиНам в классах с детьми с ОВЗ должно быть меньше учеников, а у нас перебор, и школа обязана обеспечивать тишину и порядок. Куда обратиться или какие права есть у нас?
A
<h2 id="_1">Нарушение условий обучения в первом классе с детьми с ОВЗ и инвалидностью</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>В вашем случае наблюдается комплекс проблем:<br /> - Превышение нормативной численности класса при наличии детей с ОВЗ и инвалидностью<br /> - Нарушение учебного процесса из-за поведения гиперактивных детей<br /> - Неспособность педагога обеспечить должную дисциплину<br /> - Нарушение прав учащихся на качественное образование</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="1">1. Права детей с ОВЗ и инвалидностью</h4> <blockquote> <p>"Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Источник: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ, статья 19)</p> <p>"Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, статья 79)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Права обучающихся на качественное образование</h4> <blockquote> <p>"Обучающимся предоставляются академические права на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, статья 34)</p> <p>"Обучающиеся обязаны: уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, статья 43)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Обязанности образовательной организации</h4> <blockquote> <p>"Образовательная организация обязана: создавать безопасные условия обучения; соблюдать права и свободы обучающихся; создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, статья 28)</p> </blockquote> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1_1">1. По поводу численности класса</h4> <p>В предоставленном контексте отсутствуют конкретные нормы СанПиН о предельной численности классов с детьми с ОВЗ. Рекомендую обратиться к действующим санитарным правилам и нормам для образовательных организаций, которые устанавливают требования к наполняемости классов.</p> <h4 id="2_1">2. Действия школы</h4> <p>Школа обязана обеспечить специальные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью:<br /> - Разработать адаптированные образовательные программы<br /> - Организовать психолого-педагогическое сопровождение<br /> - Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку</p> <p>Для детей с гиперактивным поведением (без статуса ОВЗ) школа должна:</p> <blockquote> <p>"Оказывать психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, статья 42)</p> </blockquote> <h4 id="3_1">3. Порядок действий</h4> <ol> <li><strong>Обращение к директору школы</strong> с письменным заявлением о нарушении условий обучения</li> <li><strong>Создание комиссии по урегулированию споров</strong> в соответствии со статьей 45 ФЗ "Об образовании"</li> <li><strong>Обращение в учредителя образовательной организации</strong> (орган местного самоуправления)</li> <li><strong>Жалоба в Рособрнадзор</strong> как орган государственного контроля в сфере образования</li> <li><strong>Обращение в прокуратуру</strong> при бездействии школы и контролирующих органов</li> </ol> <h4 id="4">4. Ответственность за нарушения</h4> <blockquote> <p>"Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц" (Источник: Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 5.57)</p> </blockquote> <p><strong>Рекомендация</strong>: Начните с коллективного обращения к директору школы с требованием обеспечить соответствие условий обучения законодательным нормам. Если response будет недостаточным, обращайтесь в вышестоящие инстанции. Для подготовки качественных обращений рекомендуется проконсультироваться с адвокатом, специализирующимся на образовательном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

18.09.2025 10:35