Проблема с закрытием банковского счета из-за платежа в обработке и задержкой вывода средств

Вопрос #3254

Создан 12.09.2025 16:46

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, 24 сентября заблокировали в банке счет по ФЗ-115 с последними деньгами, запросили документы через онлайн-чат. На следующий день поехал в отделение банка узнать, что делать и как быстро вывести деньги, чтобы оплатить кредиты, ну то есть в связи с тяжелой жизненной ситуацией такая проблема. Начали закрывать счет, и на мое удивление, закрытие займет 35 дней, я говорю, и как мне быть, чтобы оплатить свои платежи, у меня там последние деньги, мне же не ждать их 35 дней, мне как жить то? В итоге, им все равно, я говорю, давайте закрывать счет. Я проверил свои реквизиты, куда мне выведут деньги на 35-й день, потом сотрудник вышел с каким-то заявлением, отлучился на 5 минут куда-то, приходит и говорит мне: мы не можем вам закрыть счет, так как у вас есть платеж, который находится в обработке на 1390 рублей, в приложении выше этого платежа отображаются часики, пока они не уберутся, и приезжайте к нам закрывать счет позже. Я сижу в шоке, у меня крик души, что делать и когда я увижу свои деньги, когда их выведу. Это получается, мне ждать, когда эти часы в приложении уберутся, неизвестно, уже прошло 2 дня, платеж так и в обработке, и плюсом мне сидеть без денег 35 дней. Мне кажется, меня обманывают и удерживают средства, не может быть такого, что из-за этого мне не закрывают счет. На экране видно, что статус платежа 'в обработке' с индикатором, который обычно исчезает за пару дней, но здесь затянулось. Как мне быть?
A
<h2 id="-115">Блокировка счета по ФЗ-115 и задержка выплаты средств при закрытии счета</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Ваша ситуация связана с блокировкой банковского счета по Федеральному закону №115-ФЗ и последующими трудностями при попытке закрыть счет и получить остаток средств. Банк ссылается на наличие платежа в статусе "в обработке" как на препятствие для закрытия счета и устанавливает срок 35 дней для возврата средств.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Сроки возврата средств при закрытии счета</h4> <p>Согласно гражданскому законодательству, банк обязан вернуть остаток средств в строго установленные сроки:</p> <blockquote> <p>"Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 859, пункт 5)</p> </blockquote> <p>Установленный банком срок в 35 дней превышает законные 7 дней и является нарушением.</p> <h4 id="_4">Ответственность банка за нарушение сроков</h4> <p>За нарушение сроков выполнения операций по счету банк несет ответственность:</p> <blockquote> <p>"В случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания со счета, а также невыполнения или несвоевременного выполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 856)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Обработка платежей</h4> <p>Банк обязан соблюдать установленные сроки обработки платежных документов:</p> <blockquote> <p>"Банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа" (Источник: Гражданский кодекс РФ, статья 849)</p> </blockquote> <p>Платеж, находящийся в статусе "в обработке" более 2 дней, свидетельствует о нарушении банком установленных сроков.</p> <h4 id="115-">Исключения при блокировке по 115-ФЗ</h4> <p>Даже при блокировке счета по 115-ФЗ законодательство предусматривает исключения для обеспечения жизнедеятельности:</p> <blockquote> <p>"операции в целях обеспечения жизнедеятельности индивидуального предпринимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, в размере, не превышающем 30 000 рублей в календарный месяц" (Источник: Федеральный закон №115-ФЗ, статья 7.7, пункт 6)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Требуйте соблюдения законных сроков</strong> - банк обязан вернуть остаток средств в течение 7 дней, а не 35 дней.</p> </li> <li> <p><strong>Направьте официальную письменную претензию</strong> в банк с требованием:<br /> - Немедленно завершить обработку pending-транзакции<br /> - Вернуть остаток средств в установленный законом 7-дневный срок<br /> - Указать на возможность использования исключения для обеспечения жизнедеятельности согласно ст. 7.7 115-ФЗ</p> </li> <li> <p><strong>Требуйте выплаты процентов</strong> за просрочку согласно ст. 856 ГК РФ и ст. 395 ГК РФ.</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь с жалобой</strong> в Центральный банк РФ на действия кредитной организации.</p> </li> <li> <p><strong>При отсутствии реакции</strong> обращайтесь в суд с требованием:<br /> - Взыскания заблокированных средств<br /> - Взыскания процентов за неправомерное удержание денежных средств<br /> - Компенсации причиненных убытков</p> </li> <li> <p><strong>Рассмотрите возможность обращения к адвокату</strong>, специализирующемуся на банковских спорах, для подготовки грамотных процессуальных документов и представительства в суде.</p> </li> </ol> <p>Помните, что банк не вправе произвольно устанавливать сроки возврата средств, превышающие установленные законом 7 дней, даже при наличии блокировки по 115-ФЗ.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

12.09.2025 16:52