<h2 id="_1">Неудовлетворительный результат на школьном экзамене (промежуточной аттестации): права, пересдачи и порядок обжалования</h2>
<p>На основании предоставленных данных разъясняю правовые аспекты ситуации, связанной с возможным неудовлетворительным результатом промежуточной аттестации (школьного экзамена или контрольной) и дальнейшими действиями.</p>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Ситуация связана с прохождением промежуточной аттестации, которая является частью образовательного процесса в школе. Федеральное законодательство регулирует общие принципы, а конкретный порядок (формы, периодичность) устанавливается самой школой в своих локальных нормативных актах.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы и порядок действий</h3>
<h4 id="1">1. Регулирование промежуточной аттестации и последствия неудовлетворительного результата</h4>
<p>Проведение промежуточной аттестации в школе регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Неудовлетворительный результат влечет за собой конкретные последствия.</p>
<blockquote>
<p>"Освоение образовательной программы ... сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 1)</p>
<p>"Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 2)</p>
<p>"Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 3)</p>
</blockquote>
<p>Таким образом, провал экзамена создает академическую задолженность, которую ученик обязан ликвидировать.</p>
<h4 id="2">2. Порядок ликвидации академической задолженности (пересдача)</h4>
<p>Закон предоставляет право на пересдачу для ликвидации задолженности.</p>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 5)</p>
<p>"Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 6)</p>
<p>"Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 7)</p>
</blockquote>
<p>Школа самостоятельно определяет сроки и форму пересдачи в пределах одного года, при этом вторая попытка должна проходить перед комиссией. Услуга является бесплатной.</p>
<h4 id="3">3. Влияние на перевод в следующий класс и итоговую аттестацию</h4>
<p>Наличие академической задолженности влияет на перевод ученика и в конечном счете на получение аттестата.</p>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 8)</p>
<p>"Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 58, часть 9)</p>
</blockquote>
<p>Это означает, что после провала экзамена ученик переводится в следующий класс условно. Если задолженность не будет ликвидирована в установленные школой сроки (в течение года), родителям предстоит выбрать один из трех вариантов: повторное обучение, перевод на адаптированную программу или индивидуальный учебный план.</p>
<p>Влияние на аттестат является косвенным: неликвидированная задолженность препятствует успешному освоению программы и, как следствие, прохождению государственной итоговой аттестации (ГИА).</p>
<blockquote>
<p>"Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 60, часть 12)</p>
</blockquote>
<h4 id="4">4. Право на обжалование и механизмы защиты в школе</h4>
<p>Прямого права на "апелляцию" результатов промежуточной аттестации в представленных документах не установлено. Однако закон предоставляет иные эффективные механизмы для защиты прав.</p>
<p><strong>А) Комиссия по урегулированию споров</strong><br />
Это основной внутришкольный орган для решения подобных конфликтов.</p>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, родители (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: ... обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, часть 1)</p>
<p>"Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного всказания." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, часть 2)</p>
<p>"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: ... знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, сведениями о дате предоставления и регистрационном номере государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 34, часть 1, пункт 18)</p>
</blockquote>
<p>Вы можете обратиться в эту комиссию, если считаете, что процедура проведения экзамена или оценивания нарушена. Комиссия рассматривает, в том числе, жалобы на нарушение локальных актов, регулирующих проведение промежуточной аттестации.</p>
<blockquote>
<p>"При поступлении заявления от любого участника образовательных отношений Комиссия осуществляет следующие функции: рассмотрение жалоб на нарушение участником образовательных отношений: ... иных локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, в том числе установления форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;" (Источник: Письмо Минпросвещения России N ВБ-107/08, Общероссийского Профсоюза образования N ВБ-107/08/634 от 19.11.2019 "О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений", пункт 23)</p>
</blockquote>
<p>Порядок обращения в комиссию должен быть прописан в локальном акте школы. Согласно примерному положению, заявление должно содержать суть спора и требования.</p>
<blockquote>
<p>"Заседания Комиссии проводятся на основании письменного заявления участника образовательных отношений... с указанием признаков нарушений прав на образование и лица, допустившего указанные нарушения." (Источник: Письмо Минпросвещения России N ВБ-107/08, Общероссийского Профсоюза образования N ВБ-107/08/634 от 19.11.2019 "О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений", пункт 26)</p>
<p>"Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45, часть 4)</p>
</blockquote>
<p><strong>Б) Обращение к администрации школы</strong><br />
Родители также имеют право напрямую обращаться к руководству школы с требованием соблюдения законодательства.</p>
<blockquote>
<p>"Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: ... соблюдать права и свободы обучающихся, родителей ( законных представителей ) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации;" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 28, часть 6)</p>
</blockquote>
<h4 id="5">5. Обжалование действий школы во внешние инстанции</h4>
<p>Если школа отказывается выполнять свои обязанности (не предоставляет возможность пересдачи, не рассматривает обращение в комиссию по спорам), можно обратиться в вышестоящие органы.</p>
<p><strong>А) Органы управления образованием (муниципальные и региональные)</strong><br />
Эти органы осуществляют контроль за деятельностью подведомственных школ.</p>
<blockquote>
<p>"Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя ... государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 93, часть 1)</p>
</blockquote>
<p><strong>Б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)</strong><br />
Это уполномоченный федеральный орган контроля.</p>
<blockquote>
<p>"Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти..." (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 93, часть 2)</p>
</blockquote>
<p>Обращения в эти органы подаются в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Обращение должно быть письменным, с указанием сути проблемы и требований.</p>
<blockquote>
<p>"Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения... в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам." (Источник: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 2, часть 1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_4">Выводы и конкретные рекомендации</h3>
<ol>
<li><strong>Не паниковать.</strong> Неудовлетворительный результат на экзамене (промежуточной аттестации) создает академическую задолженность, которую можно и нужно ликвидировать.</li>
<li><strong>Изучите локальные акты школы.</strong> В первую очередь ознакомьтесь с Уставом школы и <strong>Положением о промежуточной аттестации и текущем контроле</strong>, а также с <strong>Положением о комиссии по урегулированию споров</strong>. Эти документы должны быть доступны на сайте школы или по запросу. В них содержится ключевая информация: конкретные сроки, формы и порядок пересдачи, а также процедура обращения в комиссию по спорам.</li>
<li><strong>Действуйте по порядку.</strong> Если экзамен будет провален:<ul>
<li>Получите официальное уведомление о результате и образовании академической задолженности.</li>
<li>Уточните у классного руководителя или администрации школы <strong>конкретные сроки и форму первой пересдачи</strong>. Они устанавливаются школой в рамках года с момента провала.</li>
<li>Помогите ребенку подготовиться к пересдаче. Помните, что школа обязана создать условия для ликвидации задолженности.</li>
</ul>
</li>
<li><strong>Если права нарушаются</strong> (например, в пересдаче незаконно отказывают, нарушают установленный школой порядок ее проведения):<ul>
<li><strong>Шаг 1:</strong> Направьте письменное обращение на имя директора школы с требованием обеспечить право на пересдачу в установленном порядке.</li>
<li><strong>Шаг 2:</strong> Подайте заявление в <strong>школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений</strong>. Это наиболее эффективный внутришкольный способ разрешения конфликта.</li>
</ul>
</li>
<li><strong>Если школа не исполняет решения комиссии или бездействует:</strong><ul>
<li><strong>Шаг 3:</strong> Направьте письменную <strong>жалобу</strong> в орган управления образованием муниципального района/городского округа (обычно — Управление или Департамент образования).</li>
<li><strong>Шаг 4:</strong> Параллельно или в случае безрезультатности можно обратиться с жалобой в региональный орган, осуществляющий переданные полномочия по контролю (надзору) в сфере образования (часто это Министерство или Департамент образования субъекта РФ), а также в <strong>Рособрнадзор</strong>.</li>
</ul>
</li>
<li><strong>В крайнем случае</strong> можно обратиться в прокуратуру для проверки соблюдения законодательства об образовании или в суд. Для подготовки к судебному разбирательству рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве.</li>
</ol>
<p><strong>Важно:</strong> Сохраняйте всю переписку (письма, электронные обращения) и запрашивайте письменные ответы от администрации школы и государственных органов. Это может понадобиться в случае дальнейшего обжалования.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
06.12.2025 18:01