<h2 id="_1">Правовая оценка требований учителя к учащейся, имеющей медицинское освобождение от занятий</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>У Вашей внучки, учащейся 8 класса, имеется медицинская справка об освобождении от занятий до конца учебного года с рекомендацией ограничить учебные нагрузки в связи с заболеванием (разрыв мениска). Учитель, игнорируя эту справку, требует написания рефератов по каждому уроку без предоставления конкретных тем, угрожая неаттестацией и выставлением неудовлетворительных оценок. Это создаёт психологическую нагрузку на ребёнка, что противоречит цели медицинской реабилитации.</p>
<h3 id="_3">Применимые правовые нормы и их анализ</h3>
<h4 id="1">1. Право на образование с учётом состояния здоровья</h4>
<p>Законодательство гарантирует создание специальных условий для обучения детей с учётом состояния их здоровья.</p>
<blockquote>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: ... предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, пункт 1, подпункт 2)<br />
"Педагогические работники обязаны: ... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48, пункт 1, подпункт 6)</p>
</blockquote>
<p>Учитель обязан учитывать медицинские рекомендации по ограничению учебной нагрузки. Его действия, ведущие к увеличению психоэмоционального напряжения, прямо противоречат этой обязанности.</p>
<h4 id="2">2. Организация обучения при наличии медицинских показаний</h4>
<p>Для детей, нуждающихся в длительном лечении, предусмотрены особые формы обучения.</p>
<blockquote>
<p>"Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, ... обучение ... может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 41, пункт 5)<br />
"Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях." (Источник: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, пункт 33)</p>
</blockquote>
<p>Наличие медицинской справки является основанием для организации особого порядка освоения учебной программы, а не для предъявления непосильных требований.</p>
<h4 id="3">3. Порядок промежуточной аттестации и уважительные причины</h4>
<p>Пропуск занятий по болезни является уважительной причиной, и это влияет на порядок аттестации.</p>
<blockquote>
<p>"Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 58, пункт 8)<br />
"Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно." (Источник: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, пункт 20)</p>
</blockquote>
<p>Болезнь, подтверждённая медицинской справкой, — это уважительная причина. Угрозы учителя о неаттестации и выставлении двоек в данном случае неправомерны.</p>
<h4 id="4">4. Принцип уважения достоинства и охраны здоровья обучающегося</h4>
<p>Действия учителя, вызывающие у ребёнка стресс и психологическое напряжение, нарушают его права.</p>
<blockquote>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: ... уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 34, пункт 1, подпункт 9)<br />
"Педагогические работники обязаны: ... уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 48, пункт 1, подпункт 3)<br />
"Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей." (Источник: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 7, пункт 1)</p>
</blockquote>
<p>Требование выполнять неконкретные задания под угрозой наказания создаёт ситуацию психического давления, что недопустимо.</p>
<h4 id="5">5. Право родителей на защиту интересов ребёнка</h4>
<p>Родители (законные представители) имеют полное право защищать интересы ребёнка в образовательной организации.</p>
<blockquote>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: ... защищать права и законные интересы обучающихся..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 44, пункт 3, подпункт 5)<br />
"В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: ... направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам... дисциплинарных взысканий; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45, пункт 1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Требования учителя неправомерны.</strong> Учитель не имеет права:</p>
<ul>
<li>Игнорировать медицинскую справку и рекомендации врача по ограничению учебной нагрузки.</li>
<li>Самостоятельно устанавливать неадекватные формы отработки пропущенного материала (написание рефератов по каждому уроку без конкретных тем).</li>
<li>Угрожать неаттестацией и выставлением неудовлетворительных оценок учащейся, пропускающей занятия по уважительной причине (болезни).</li>
</ul>
</li>
<li>
<p><strong>Порядок действий для разрешения ситуации:</strong></p>
<ul>
<li><strong>Шаг 1: Официальное обращение к директору школы.</strong> Вам (как законному представителю) необходимо в письменной форме обратиться к директору образовательной организации. В заявлении следует:<ul>
<li>Приложить копию медицинской справки.</li>
<li>Подробно изложить ситуацию: факт освобождения, неадекватные требования учителя, его угрозы, негативное психологическое воздействие на ребёнка.</li>
<li>Сослаться на нарушение статей 34, 41, 48, 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".</li>
<li>Потребовать:<br />
а) Пресечь действия учителя, нарушающие права ребёнка.<br />
б) Обеспечить для учащейся такой формат освоения учебного материала и промежуточной аттестации, который будет соответствовать медицинским рекомендациям (например, разработать индивидуальный план заданий с чёткими и посильными требованиями).<br />
в) Рассмотреть вопрос о применении дисциплинарного взыскания к учителю.</li>
</ul>
</li>
<li><strong>Шаг 2: Обращение в комиссию по урегулированию споров.</strong> Если реакция директора будет неудовлетворительной или её не последует, вы вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая должна быть создана в школе.<br />
> "Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование..." (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 45, пункт 2)</li>
<li><strong>Шаг 3: Обращение в вышестоящие органы.</strong> При необходимости можно обратиться в территориальный орган управления образованием (департамент, министерство образования субъекта РФ) или в органы прокуратуры для проведения проверки по факту нарушения прав ребёнка на образование и охрану здоровья.</li>
<li><strong>Шаг 4: Получение разъяснений о порядке аттестации.</strong> Запросите у администрации школы локальный нормативный акт, регулирующий порядок проведения промежуточной аттестации для учащихся, пропустивших занятия по болезни. Это позволит действовать в правовом поле.</li>
</ul>
</li>
</ol>
<p><strong>В сложившейся ситуации Ваши действия должны быть нацелены на прекращение давления на ребёнка и приведение учебного процесса в соответствие с медицинскими показаниями. Медицинская справка является юридически значимым документом, обязывающим школу создать для ученицы щадящие условия.</strong></p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
06.12.2025 11:18