Правовые аспекты организации туристических походов в приграничной зоне

Вопрос #16994

Создан 27.10.2025 11:04

Бесплатный вопрос
Добрый день. Двое человек хотят открыть бизнес в сфере туризма, собирать группы для походов на озеро, которое находится недалеко от границы. Проезд через пограничный пост обычно простой, местные жители и дачники ездят туда без особых сложностей, но всё равно нужно учитывать формальности. Один из организаторов имеет среднее профессиональное образование по специальности 'Туризм', что может повлиять на требования к лицензированию. Какие нормативно-правовые акты нужно учитывать для организации таких походов, особенно с учётом пересечения границы и обеспечения безопасности участников? Спасибо!
A
<h2 id="-">Организация туристических походов в приграничной зоне: нормативно-правовые аспекты</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы планируете организовать туристический бизнес, включающий групповые походы к озеру в приграничной зоне с пересечением границы через пограничный пост. Рассмотрим нормативные требования к такой деятельности.</p> <h3 id="_2">Применимые нормативные акты и требования</h3> <h4 id="1">1. Регулирование туристической деятельности</h4> <p><strong>Основной регулирующий акт:</strong> Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"</p> <blockquote> <p>"Осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта" (Источник: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статья 4.1)</p> <p>"Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров" (Источник: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статья 4.1)</p> </blockquote> <h4 id="2">2. Требования к пересечению границы</h4> <p><strong>Основной регулирующий акт:</strong> Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"</p> <blockquote> <p>"Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом" (Источник: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", статья 3)</p> <p>"Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек), при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров" (Источник: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", статья 25.6 часть 11)</p> </blockquote> <h4 id="3">3. Обеспечение безопасности туристов</h4> <blockquote> <p>"Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства" (Источник: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статья 14)</p> <p>"Туроператоры, турагенты, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, применяющие специальный налоговый режим, которые осуществляют экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, относящихся к видам туристских маршрутов, требующих специального сопровождения" (Источник: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статья 14)</p> </blockquote> <h4 id="4">4. Особенности деятельности в приграничной зоне</h4> <blockquote> <p>"Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 18.2 часть 1)</p> <p>"Ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведение массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне - влечет предупреждение или наложение административного штрафа" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 18.2 часть 2)</p> </blockquote> <h4 id="5">5. Ответственность за нарушения</h4> <blockquote> <p>"Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти миллионов рублей" (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 14.51 часть 1)</p> </blockquote> <h3 id="_3">Влияние профильного образования</h3> <p>В представленном контексте не содержится конкретных положений о влиянии среднего профессионального образования по специальности "Туризм" на лицензионные требования. Для получения точной информации по этому вопросу рекомендуется обратиться к положениям о лицензировании туристской деятельности и требованиям к квалификации персонала.</p> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Обязательная регистрация</strong>: Необходимо создать юридическое лицо и внести сведения в единый федеральный реестр туроператоров.</p> </li> <li> <p><strong>Финансовые гарантии</strong>: Требуется оформить договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию.</p> </li> <li> <p><strong>Пограничные формальности</strong>:<br /> - Для иностранных туристов необходимо оформлять групповые туристические визы<br /> - Получить разрешение пограничных органов на деятельность в приграничной зоне<br /> - Соблюдать режим пограничной зоны</p> </li> <li> <p><strong>Обеспечение безопасности</strong>:<br /> - Информировать туристов о правилах безопасности<br /> - При необходимости привлекать инструкторов-проводников<br /> - Иметь план действий в чрезвычайных ситуациях</p> </li> <li> <p><strong>Информационная обязанность</strong>: Предоставлять туристам достоверную информацию о правилах пересечения границы, требованиях к документам, условиях страхования и мерах безопасности.</p> </li> </ol> <p>Рекомендуется проконсультироваться с адвокатом, специализирующимся на туристском законодательстве, для детальной проработки всех аспектов деятельности, особенно в части пересечения границы и работы в приграничной зоне.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

27.10.2025 11:12