Какие меры можно предпринять родителям при нарушении учебного процесса из-за детей с ограниченными возможностями здоровья?

Вопрос #15928

Создан 24.10.2025 09:46

Бесплатный вопрос
Здравствуйте! Мой ребенок пошел в первый класс, в его классе обучается много детей, среди них несколько с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Также есть дети, которые проявляют гиперактивность, хотя это не подтверждено медицинскими документами, но учитель с ними не справляется, они постоянно шумят, кричат, не слушаются… Родители этих детей не могут на них повлиять, учитель часто звонит им с жалобами. Из-за этого в классе создается громкая и шумная атмосфера, что сильно влияет на моего ребенка, он устает, не может сосредоточиться на уроках. Мы специально выбрали этого учителя, ребенок ходил к ней на подготовительные занятия, поэтому не хотим переводить его в другой класс. Учитель тратит много времени на успокоение непослушных детей и детей с ОВЗ, из-за чего страдает учебный процесс. Что можно сделать в этой ситуации? Какие права есть у нас как родителей, и куда можно обратиться с этой проблемой?
A
<h2 id="-">Нарушение учебного процесса в классе из-за поведенческих проблем детей</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>В вашем случае сложилась сложная образовательная ситуация, где пересекаются права разных категорий обучающихся. С одной стороны, ваш ребенок имеет право на качественное образование в благоприятной обстановке, с другой стороны - дети с ОВЗ и инвалидностью имеют право на инклюзивное образование.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Права вашего ребенка на качественное образование</h4> <blockquote> <p>"Каждый имеет право на образование" (Источник: Конституция Российской Федерации, Статья 43)</p> <p>"Обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 34)</p> <p>"Обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 43)</p> </blockquote> <h4 id="_4">Обязанности школы и учителя</h4> <blockquote> <p>"Педагогические работники обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 48)</p> <p>"Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 28)</p> <p>"Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в организации, осуществляется педагогическими, руководящими работниками такой организации" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 43)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Особенности работы с детьми с ОВЗ</h4> <blockquote> <p>"Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей информацией по вопросам получения общего образования" (Источник: Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Статья 19)</p> <p>"Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 48)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_7">Поэтапный план действий</h4> <p><strong>1. Обращение к классному руководителю и администрации школы</strong><br /> - Напишите официальное заявление на имя директора школы с описанием проблемы<br /> - Предложить проведение родительского собрания с привлечением школьного психолога<br /> - Указать на нарушение права вашего ребенка на качественное образование</p> <p><strong>2. Использование внутришкольных механизмов разрешения споров</strong></p> <blockquote> <p>"Обучающиеся, родители вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Статья 45)</p> </blockquote> <ul> <li>Подайте заявление в комиссию по урегулированию споров</li> <li>Требуйте разработки мер по нормализации учебного процесса</li> </ul> <p><strong>3. Требования к школе</strong><br /> - Разработка индивидуального подхода к детям с поведенческими проблемами<br /> - Привлечение школьного психолога для работы с классом<br /> - Возможность организации дополнительных занятий для отстающих детей<br /> - Рассмотрение вопроса о введении помощника педагога для работы с детьми с ОВЗ</p> <p><strong>4. Дальнейшие шаги при отсутствии результатов</strong><br /> - Обращение в территориальный орган управления образованием<br /> - Жалоба в органы прокуратуры на бездействие администрации школы<br /> - Обращение в Рособрнадзор с заявлением о проведении проверки</p> <h4 id="_8">Важные замечания</h4> <p>Учитывая, что в классе есть дети с официально установленной инвалидностью и ОВЗ, школа обязана создавать для них специальные условия, но это не должно нарушать права других обучающихся.</p> <p>Для детей с гиперактивностью без медицинского подтверждения школа может:<br /> - Организовать психолого-педагогическое обследование<br /> - Применить дисциплинарные меры в установленном порядке<br /> - Разработать индивидуальный план работы</p> <p>Рекомендую действовать последовательно и документально фиксировать все обращения. Если ситуация не разрешается, обратитесь за помощью к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

24.10.2025 09:51