Возможно ли, чтобы государственная информационная система перенаправляла на центральный банк, и есть ли у центрального банка такие полномочия?

Вопрос #10001

Создан 05.10.2025 20:48

Бесплатный вопрос
Здравствуйте, мне позвонили в понедельник (12 марта) и представились оператором мобильной связи, сказали, что истекает договор по сим-карте, и по своей глупости я сообщил им какой-то код подтверждения. Потом пришло уведомление через мессенджер о том, что кто-то зашёл в мою учётную запись на государственной информационной системе и выгрузил мои личные данные, включая паспортные сведения, адрес и другую конфиденциальную информацию. Я сразу набрал горячую линию, со мной связался сотрудник этой системы, мы обсудили всю эту проблему, он помог оформить заявление и перенаправил меня на работника центрального банка. С этим сотрудником мы продолжили общение, и он настаивал, что мне нужно перевести все деньги на некий безопасный счёт, а потом они якобы смогут переустановить все мои реквизиты и восстановить доступ. Коротко описал ситуацию. Возможно ли, чтобы государственная информационная система перенаправляла на центральный банк, и есть ли у центрального банка такие возможности? Не обманывают ли меня в этой истории?
A
<h2 id="_1">Анализ ситуации с мошенническими действиями под видом сотрудников государственной системы и Центрального банка</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании вашего описания можно сделать вывод, что вы стали жертвой мошеннической схемы, использующей методы социальной инженерии. Рассмотрим ключевые аспекты ситуации с точки зрения законодательства.</p> <h4 id="_3">Отсутствие легальных оснований для перенаправления в ЦБ</h4> <blockquote> <p>"Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровню финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 45.4)</p> <p>"Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора" (Источник: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 56)</p> </blockquote> <p>Анализ законодательства показывает, что Центральный банк РФ не осуществляет функции по восстановлению доступа к государственным информационным системам или защите персональных данных граждан. Его полномочия сосредоточены в сфере банковского регулирования и надзора.</p> <h4 id="_4">Незаконность требования о переводе денежных средств</h4> <blockquote> <p>"Банк России не вправе требовать от кредитных организаций, филиалов иностранных банков выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций" (Источник: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 58)</p> </blockquote> <p>Центральный банк не имеет полномочий требовать или рекомендовать перевод денежных средств граждан на какие-либо "безопасные счета". Такие действия противоречат установленной законодательством компетенции Банка России.</p> <h4 id="_5">Нарушение законодательства о персональных данных</h4> <blockquote> <p>"Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом" (Источник: Федеральный закон "О персональных данных", статья 7)</p> </blockquote> <p>Несанкционированный доступ к вашей учетной записи и выгрузка персональных данных являются прямым нарушением законодательства о защите персональных данных.</p> <h3 id="_6">Юридическая квалификация действий</h3> <h4 id="_7">Признаки мошенничества</h4> <p>Описание ситуации содержит все признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество):</p> <ul> <li>Обман относительно личности (сотрудник оператора связи, сотрудник госсистемы, сотрудник ЦБ)</li> <li>Злоупотребление доверием</li> <li>Требование перевода денежных средств под предлогом "защиты"</li> </ul> <h4 id="_8">Нарушение тайны связи</h4> <blockquote> <p>"Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 138)</p> </blockquote> <p>Получение кода подтверждения обманным путем может квалифицироваться как нарушение тайны связи.</p> <h3 id="_9">Рекомендуемые действия</h3> <h4 id="_10">Немедленные меры</h4> <ol> <li><strong>Прекратите любые контакты</strong> с лицами, представляющимися сотрудниками ЦБ или государственной системы</li> <li><strong>Не переводите денежные средства</strong> ни на какие счета</li> <li><strong>Обратитесь в банк</strong> для блокировки счетов и карт, если есть подозрения о компрометации реквизитов</li> <li><strong>Подайте заявление в полицию</strong> о факте мошенничества</li> </ol> <h4 id="_11">Защита прав при нарушении законодательства о персональных данных</h4> <blockquote> <p>"Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке" (Источник: Федеральный закон "О персональных данных", статья 17)</p> </blockquote> <h4 id="_12">Обращение в уполномоченные органы</h4> <ol> <li><strong>В Роскомнадзор</strong> - как в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных</li> <li><strong>В правоохранительные органы</strong> - с заявлением о мошенничестве и неправомерном доступе к компьютерной информации</li> <li><strong>К оператору связи</strong> - о несанкционированном использовании номера телефона</li> </ol> <h3 id="_13">Выводы</h3> <ol> <li><strong>Описание ситуации соответствует классической мошеннической схеме</strong>, а не легальной процедуре взаимодействия государственных органов</li> <li><strong>Центральный банк РФ не имеет полномочий</strong> требовать перевод денежных средств граждан на "безопасные счета"</li> <li><strong>Перенаправление от государственной информационной системы в ЦБ для решения вопросов утечки данных не предусмотрено законодательством</strong></li> <li><strong>Действия лиц, с которыми вы общались, содержат признаки нескольких составов преступлений</strong></li> </ol> <p>Рекомендую немедленно обратиться к адвокату для подготовки необходимых заявлений в правоохранительные органы и защиты ваших прав.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

05.10.2025 20:56