Спор со страховой компанией о порядке уплаты франшизы и отказе в выдаче документов по ремонту автомобиля

Вопрос #7438

Создан 27.09.2025 09:21

По договору страхования транспортного средства, заключенному между страховой компанией и лизингодателем, установлена франшиза по риску «Ущерб». Организация, выступающая лизингополучателем, обратилась в страховую компанию с заявлением о страховом случае, предоставив все необходимые документы для осмотра и оценки ущерба, включая заявление и акт осмотра, с целью получения счета на оплату франшизы. После рассмотрения повреждений страховщик оформил направление на ремонт автомобиля в автосервис. По завершении ремонта транспортное средство было осмотрено и принято организацией, однако копии документов о произведенных работах, таких как акт-наряд, переданы не были. Со временем в адрес организации стали поступать звонки от автосервиса с требованиями об уплате франшизы непосредственно им. Организация проинформировала автосервис, что договорных отношений между ними нет, и франшиза должна уплачиваться страховой компании на основании выставленного счета. Затем на электронный адрес лизингополучателя поступило письмо от страховой компании, в котором указывалось на необходимость уплаты франшизы данному автосервису. В ответном письме организация уведомила, что в договоре страхования отсутствует пункт, предусматривающий оплату франшизы автосервису, а также отметила, что в письме не указаны идентификационные данные индивидуального предпринимателя, такие как ИНН или реквизиты, и предложила страховой самостоятельно найти информацию об автосервисе в интернете. Впоследствии пришло еще одно письмо от страховой компании, где уже в добровольном порядке предлагалось оплатить франшизу непосредственно страховщику. Организация довела до сведения страховой компании, что, согласно договору страхования, не отказывается и готова оплатить франшизу по выставленному счету, а также запросила выдачу документов о выполненном ремонте. Однако на данный момент страховая компания отказывается выставлять счет на оплату, продолжая требовать уплату франшизы, и отказывает в предоставлении акта-наряда на ремонт, ссылаясь на то, что лизингополучатель является третьим лицом.
A
<h2 id="-">Правовые аспекты взаимоотношений лизингополучателя-выгодоприобретателя и страховщика при урегулировании ущерба по договору страхования ТС</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Лизингополучатель, являясь выгодоприобретателем по договору страхования транспортного средства, правомерно обратился за страховым возмещением. Страховщик организовал ремонт автомобиля в выбранном им автосервисе, однако в дальнейшем возникли разногласия относительно порядка уплаты франшизы и предоставления документов о выполненном ремонте.</p> <h3 id="_2">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_3">Права и обязанности выгодоприобретателя</h4> <blockquote> <p>"Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя... не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Статья 939)</p> <p>"Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя... выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения..." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Статья 939)</p> </blockquote> <p>Это означает, что лизингополучатель как выгодоприобретатель обязан выполнять условия договора страхования, включая уплату франшизы, но в порядке, предусмотренном этим договором.</p> <h4 id="_4">Порядок исполнения обязательств</h4> <blockquote> <p>"Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов..." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 309)</p> <p>"Если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом..." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Статья 312)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Правовой статус выгодоприобретателя</h4> <blockquote> <p>"Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Статья 430)</p> </blockquote> <p>Лизингополучатель является не просто третьим лицом, а выгодоприобретателем, имеющим самостоятельное право требовать исполнения обязательств по договору страхования.</p> <h4 id="_6">Правовые последствия уклонения от принятия исполнения</h4> <blockquote> <p>"Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение..." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 406)</p> <p>"Должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса... - если обязательство не может быть исполнено должником вследствие: ...уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 327)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Требование страховщика об уплате франшизы автосервису неправомерно</strong>, поскольку договор страхования заключен между страховой компанией и лизингодателем, а обязательство по уплате франшизы должно исполняться в пользу страховщика, если иное прямо не предусмотрено договором.</p> </li> <li> <p><strong>Отказ страховщика предоставить документы о ремонте необоснован</strong> - как выгодоприобретатель, лизингополучатель имеет право на получение информации о выполненном ремонте, особенно учитывая, что он принял отремонтированное транспортное средство.</p> </li> <li> <p><strong>Страховщик не вправе уклоняться от принятия надлежащего исполнения</strong> обязательства по уплате франшизы, особенно когда лизингополучатель неоднократно выражал готовность произвести оплату по официально выставленному счету.</p> </li> <li> <p><strong>Рекомендуемые действия</strong>:<br /> - Направить страховщику официальную претензию с требованием предоставить счет на оплату франшизы и документы о выполненном ремонте<br /> - Установить разумный срок для исполнения требований (например, 10 рабочих дней)<br /> - В случае дальнейшего уклонения страховщика рассмотреть возможность внесения суммы франшизы в депозит нотариуса<br /> - При необходимости обратиться в суд с требованием о признании действий страховщика неправомерными</p> </li> <li> <p>В случае возникновения сложностей с досудебным урегулированием спора рекомендуется обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на страховом праве.</p> </li> </ol> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

27.09.2025 09:28