Штраф за проезд на красный сигнал дополнительной секции светофора при проблемах с автомобилем на стоп-линии

Вопрос #27539

Создан 02.12.2025 18:52

Дело было на перекрестке со светофором, где есть стоп-линия и дополнительная секция для поворота налево. Я стоял на стоп-линии, ждал, когда загорится зеленый на доп. секции. Как только она включилась, машина внезапно заглохла. Я поскорее завел ее и поехал, но секция уже начала моргать зеленым. Когда мои передние колеса оказались прямо на стоп-линии, на доп. секции уже горел красный, и я быстро свернул налево. В такой ситуации возможен ли штраф, например, за нарушение правил проезда перекрестка или за то, что не успел проехать на разрешающий сигнал? Может, есть какие-то нюансы в ПДД, если автомобиль сломался в момент начала движения?
A
<h2 id="-">Завершение поворота налево после переключения сигнала дополнительной секции на красный из-за внезапной остановки двигателя</h2> <h3 id="_1">Анализ ситуации</h3> <p>Вы находились перед стоп-линией на регулируемом перекрестке, ожидая разрешающего сигнала дополнительной секции для поворота налево. В момент включения зеленого сигнала двигатель заглох. После запуска вы начали движение на мигающий зеленый сигнал и пересекли стоп-линию передними колесами уже при красном сигнале дополнительной секции, после чего завершили маневр. Ключевые вопросы: является ли это нарушением и возможен ли штраф.</p> <h3 id="_2">Применимые нормы Правил дорожного движения (ПДД)</h3> <ol> <li> <p><strong>Сигналы светофора с дополнительной секцией.</strong><br /> &gt; "Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками... Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции." (Источник: ПДД РФ, пункт 6.3)</p> <p>Это означает, что зеленая стрелка в секции разрешает движение в указанном направлении. Выключенная секция или красный сигнал в ее контуре движение запрещают.</p> </li> <li> <p><strong>Действия водителя при запрещающем сигнале.</strong><br /> &gt; "При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)..." (Источник: ПДД РФ, пункт 6.13)</p> <p>Таким образом, при красном сигнале вашей секции вы обязаны были остановиться перед стоп-линией.</p> </li> <li> <p><strong>Завершение маневра при смене сигнала.</strong><br /> &gt; "Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора." (Источник: ПДД РФ, пункт 13.7)</p> <p>Это ключевая норма. Если вы <strong>въехали на перекресток</strong> (т.е. пересекли условную границу, определяемую, как правило, началом закруглений проезжих частей) на разрешающий сигнал (в вашем случае — на мигающий зеленый, который также является разрешающим), то вы имеете право завершить маневр даже при смене сигнала. Однако важное уточнение: если перед вами была <strong>стоп-линия</strong>, вы обязаны подчиняться сигналу светофора, относящемуся к ней. Поскольку ваши передние колеса пересекли стоп-линию уже на красный сигнал, формально это может быть расценено как нарушение.</p> </li> <li> <p><strong>Движение на мигающий зеленый сигнал.</strong><br /> &gt; "ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал..." (Источник: ПДД РФ, пункт 6.2)</p> <p>Начало движения на мигающий зеленый сигнал само по себе не запрещено. Но водитель должен оценить, успеет ли он безопасно завершить маневр.</p> </li> </ol> <h3 id="_3">Применимые нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ)</h3> <ol> <li> <p><strong>Возможное нарушение и санкция.</strong><br /> &gt; "Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика... - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей." (Источник: КоАП РФ, Статья 12.12, часть 1)</p> <p>С формальной точки зрения, пересечение стоп-линии при включенном красном сигнале светофора, который регулирует ваше направление движения, подпадает под данную статью.</p> </li> <li> <p><strong>Обстоятельства, смягчающие ответственность и исключающие ее.</strong></p> <ul> <li><strong>Крайняя необходимость:</strong><br /> &gt; "Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц... если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред." (Источник: КоАП РФ, Статья 2.7)<br /> <em>Заглохший двигатель на перекрестке может создать опасную ситуацию (например, риск столкновения с автомобилями, получившими разрешающий сигнал с других направлений). Если бы вы остались на перекрестке, это могло бы привести к ДТП. Ваши действия по быстрому запуску двигателя и освобождению перекрестка могут быть истолкованы как направленные на предотвращение большей опасности.</em></li> <li><strong>Малозначительность нарушения:</strong><br /> &gt; "При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо... могут освободить лицо... от административной ответственности и ограничиться устным замечанием." (Источник: КоАП РФ, Статья 2.9)<br /> <em>Факт того, что вы не создали помех другим участникам движения (при условии, что уступили дорогу встречным, если это требовалось по п. 13.4 ПДД) и действовали в силу непредвиденной технической неисправности, может быть признан малозначительным обстоятельством.</em></li> <li><strong>Смягчающие обстоятельства:</strong><br /> &gt; "Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: ... раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения... предотвращение лицом... вредных последствий административного правонарушения..." (Источник: КоАП РФ, Статья 4.2)<br /> <em>Ваши действия по предотвращению аварийной ситуации и освобождению перекрестка могут быть учтены как смягчающие.</em></li> </ul> </li> </ol> <h3 id="_4">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Возможность штрафа.</strong> Формально состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ (<strong>проезд на запрещающий сигнал светофора</strong>), может быть усмотрен, так как вы пересекли стоп-линию при уже горящем красном сигнале в вашей секции. Штраф составляет 1500 рублей.</p> </li> <li> <p><strong>Ключевые нюансы для защиты.</strong></p> <ul> <li><strong>Доказательство неисправности.</strong> Критически важно наличие доказательств внезапной остановки двигателя. Ими могут быть: записи с видеорегистратора (слышен звук остановки и повторного запуска), свидетельские показания, диагностические данные с бортового компьютера (если их можно получить), объяснения в протоколе.</li> <li><strong>Отсутствие помех.</strong> Если при завершении маневра вы уступили дорогу всем транспортным средствам, имеющим преимущество (встречным, движущимся прямо или направо, как того требует п. 13.4 ПДД, и тем, кто начал движение на основной зеленый сигнал), это сильно снижает общественную опасность вашего действия.</li> <li><strong>Правовая позиция.</strong> При обжаловании постановления (если оно будет вынесено) следует настаивать на том, что:<ul> <li>Вы начали движение на <strong>разрешающий</strong> мигающий зеленый сигнал (п. 6.2 ПДД).</li> <li>Задержка была вызвана <strong>непредвиденной технической неисправностью</strong>, не зависящей от вашей воли.</li> <li>Остановка на перекрестке для ожидания следующего цикла светофора могла бы <strong>создать препятствие</strong> и <strong>опасность</strong> для движения, то есть вы действовали в состоянии <strong>крайней необходимости</strong> (ст. 2.7 КоАП).</li> <li>В случае привлечения к ответственности нарушение является <strong>малозначительным</strong> (ст. 2.9 КоАП) ввиду отсутствия реальных негативных последствий.</li> </ul> </li> </ul> </li> <li> <p><strong>Что делать, если инспектор составляет протокол.</strong></p> <ul> <li>В графе «Объяснения лица» подробно, четко и без эмоций изложите всю последовательность событий: ожидание, включение зеленой стрелки, внезапная остановка двигателя, действия по запуску, начало движения на мигающий зеленый, завершение маневра с соблюдением приоритета. Укажите, что не могли остановиться, не создав аварийной ситуации.</li> <li>Ссылайтесь на <strong>пункт 6.14 ПДД</strong> (хотя он прямо про желтый сигнал, логика аналогична: невозможность остановки без экстренного торможения) и на <strong>статью 2.7 КоАП РФ</strong>.</li> <li>Упомяните о <strong>статье 2.9 КоАП РФ</strong> (малозначительность).</li> <li>Попросите приобщить к материалам дела запись с видеорегистратора (если есть).</li> <li>Если решение будет отрицательным, обжалуйте его в вышестоящем органе или в суде.</li> </ul> </li> <li> <p><strong>Итоговая рекомендация.</strong> В вашей ситуации риск получения штрафа существует, но имеются веские правовые основания для того, чтобы его оспорить или чтобы дело было прекращено в связи с малозначительностью или крайней необходимостью. Ваше поведение после поломки было направлено на минимизацию помех, что является вашим главным аргументом. Для подготовки процессуальных документов или представительства в суде рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на автомобильных делах.</p> </li> </ol> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

02.12.2025 18:57