Добрый день, у нас вышла такая история: купили мы автомобиль УАЗ Патриот, который изначально был с категорией C/N2 и типом грузовой. Переоформили его в ГИБДД в 2020 году как автодом, прошли все процедуры по регистрации изменений, тип транспортного средства поменяли на специализированный, в особых отметках указали 'автодом'. Но категорию оставили C/N2, хотя в техническом регламенте для таких случаев прописана категория C/M1. В ГИБДД нам отказались менять, сославшись на внутренние указания. Вопрос: насколько правомерно, что ГИБДД оставили нам категорию C/N2, учитывая, что по документам автомобиль теперь автодом?
<h2 id="cn2">Правомерность сохранения категории C/N2 для автодома при переоформлении</h2>
<h3 id="_1">Анализ ситуации</h3>
<p>После переоформления транспортного средства УАЗ Патриот из грузового в автодом (специализированное транспортное средство с отметкой "автодом") ГИБДД сохранила категорию C/N2, хотя технический регламент предусматривает для автодомов категорию C/M1. Отказ в изменении категории мотивирован ссылкой на внутренние указания ведомства.</p>
<h3 id="_2">Применимые нормативные положения</h3>
<h4 id="_3">Требования к определению категории ТС</h4>
<p>Согласно действующим нормативным актам, категория транспортного средства должна определяться в соответствии с техническим регламентом:</p>
<blockquote>
<p>"В строке 'Категория ТС' указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ 'О безопасности дорожного движения', а также приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза. Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными техническим регламентом Таможенного союза и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ 'О безопасности дорожного движения'." (Источник: Приказ МВД России от 23.04.2019 N 267, пункт 16)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Категории транспортных средств по техническому регламенту</h4>
<p>Из представленных нормативных актов следует, что категории транспортных средств определяются техническим регламентом:</p>
<blockquote>
<p>"Категория транспортного средства, установленная техническим регламентом Таможенного союза 'О безопасности колесных транспортных средств' <1> | Описание категории транспортного средства | ... M 1 | Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили." (Источник: Приказ МВД России от 23.04.2019 N 267, Приложение к Требованиям)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Основания для отказа в регистрационных действиях</h4>
<p>Регламент предусматривает ограниченный перечень оснований для отказа:</p>
<blockquote>
<p>"Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) представление заявителем документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; 2) наличие в представленных документах недостоверной информации; 3) несоответствие транспортного средства требованиям технических регламентов; 4) отсутствие у заявителя прав на совершение регистрационных действий; 5) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации." (Источник: Приказ МВД России от 21.12.2019 N 950, пункт 24)</p>
</blockquote>
<h3 id="_6">Правовой анализ</h3>
<ol>
<li>
<p><strong>Неправомерность отказа на основании внутренних указаний</strong> - ссылка на внутренние указания не является законным основанием для отказа, поскольку противоречит требованиям технического регламента, имеющего высшую юридическую силу.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Нарушение процедуры определения категории</strong> - категория должна определяться в соответствии с техническим регламентом, а не внутренними указаниями ведомства.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Возможные негативные последствия</strong> сохранения категории C/N2 вместо M1:<br />
- Несоответствие документации фактическому назначению транспортного средства<br />
- Потенциальные проблемы при прохождении технического осмотра<br />
- Возможные сложности со страхованием<br />
- Риск привлечения к административной ответственности за несоответствие регистрационных данных</p>
</li>
</ol>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">Правовая оценка</h4>
<p>Действия ГИБДД по сохранению категории C/N2 для автодома являются неправомерными, поскольку противоречат требованиям технического регламента Таможенного союза.</p>
<h4 id="_9">Рекомендуемые действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Подача жалобы</strong> в вышестоящий орган ГИБДД с требованием устранить нарушение и привести категорию ТС в соответствие с техническим регламентом.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обжалование в судебном порядке</strong> в случае сохранения отказа, ссылаясь на:<br />
- Нарушение требований технического регламента<br />
- Несоответствие внутренних указаний законодательству<br />
- Нарушение прав на получение государственной услуги</p>
</li>
<li>
<p><strong>Сбор доказательств</strong>:<br />
- Копии документов о переоформлении ТС в автодом<br />
- Письменный отказ ГИБДД с указанием причины<br />
- Документы, подтверждающие соответствие ТС требованиям для категории M1</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обращение к адвокату</strong> для подготовки качественной жалобы и представительства в суде при необходимости.</p>
</li>
</ol>
<p>Срок рассмотрения жалобы в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" составляет 30 дней со дня регистрации обращения.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>